Структура диска. Поиск и устранение ошибок на диске Команды работы с файлами и каталогами

09.10.2021 Apple

Начальный сектор жеского диска содержит главную корневую запись, которая загружается в память и выполняется.

Последняя часть этого сектора содержит таблицу разделов - 4-элементную таблицу с 16-байтовыми элементами. Этой таблицей манипулирует программа FDISK (или эквивалентная утилита в иной операционной системе).

Во время загрузки ROM-BIOS загружает главную корневую запись и передает управление на ее код. Этот код считывает таблицу разделов, чтобы определить раздел, помеченный как активный. Затем в память считывается корректный корневой сектор и выполняется.

Таблица 1. Структура главной корневой записи и таблицы разделов

Таблица 2. Структура описателя раздела

Код раздела используется для определения наличия и положения на диске основного и расширенного разделов. После обнаружения нужного раздела его размер и координаты можно извлечь из соответствующих полей описателя. Если в поле кода раздела записан 0, то описатель считается пустым, то есть он не определяет на диске никакого раздела.

Таблица 3. Коды разделов операционных систем Microsoft

Код Вид раздела Размер Тип FAT ОС
01h Основной 0-15 Мбайт FAT12 MS-DOS 2.0
04h Основной 16-32 Мбайт FAT16 MS-DOS 3.0
05h Расширенный 0-2 Гбайт - MS-DOS 3.3
06h Основной 32 Мбайт-2 Гбайт FAT16 MS-DOS 4.0
0Bh Основной 512 Мбайт-2 Гбайт FAT32 OSR2
0Ch Расширенный 512 Мбайт-2 Тбайт FAT32 OSR2
0Eh Основной 32 Мбайт-2 Гбайт FAT16 Windows 95
0Fh Расширенный 0-2 Гбайт - Windows 95

За операционными системами других фирм зарезервированы следующие коды:

  • 02h - раздел CP/M;
  • 03h - раздел Xenix;
  • 07h - раздел OS/2 (файловая система HPFS).

Замечания:

  1. Номера цилиндра и сектора занимают 10 и 6 бит соответственно:
    15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
    c c c c c c c c c c s s s s s s

    Они упорядочены так, что, когда вы загружаете CX 16-битовым значением, оно готово для вызова прерывания INT 13h для чтения нужной порции диска. Таким образом, после чтения Главной записи загрузки в область памяти sect_buf , код CMP byte ptr sect_buf, 80h

    проверит, активен ли первый раздел, а код

    MOV CX, sect_buf

    загрузит CX для вызова INT 13h для чтения корневого сектора раздела № 1.

  2. Значение "относительного сектора" по смещению 08h в каждом разделе эквивалентно головке, сектору и цилиндру начального адреса раздела. Относительный сектор 0 совпадает с цилиндром 0, головкой 0, сектором 1. Относительный номер сектора прирастает сначала по каждому сектору на головке, затем по каждой головке и наконец по каждому цилиндру.

    Применима формула:

    Отн_сек = (#Цил * сек_на_цил * головок) + (#Гол * сек_на_цил) + (#Сек -1)

    Разделы начинаются с четного номера цилиндра, за исключением первого раздела, который может начинаться с цилиндра 0, головки 0, сектора 2 (поскольку сектор 1 занят Главной записью загрузки).

    Когда корневая запись раздела получает управление, DS:SI указывает на соответствующий элемент таблицы разделов.

Структура корневого сектора

Таблица 4. Формат корневого сектора дискеты или раздела жесткого диска

00h 3 JMP xx xx NEAR-переход на код загрузки
03h 8 "I" "B" "M" "4" "." "0" OEM-имя компании и версия системы
0Bh 2 SectSiz число байтов в секторе (всегда 512) начало BPB
0Dh 1 ClustSiz число секторов в кластере
0Eh 2 ResSecs число резервных секторов (секторов перед FAT #1)
10h 1 FatCnt число таблиц FAT
11h 2 RootSiz число 32-байтовых элементов корневого каталога (для FAT32 - 0)
13h 2 TotSecs общее число секторов на носителе (раздел DOS)
15h 1 Media тип носителя информации (то же, что 1-й байт FAT)
16h 2 FatSize число секторов в одной FAT конец BPB
18h 2 TrkSecs число секторов на дорожке
1Ah 2 HeadCnt число головок
1Ch 4 HidnSec число скрытых секторов (исп. в схемах разделения)
20h 4 TotSecs всего секторов, если размер >32 Мб
24h 1 128 физич.номер диска
25h 1 резерв
26h 1 29h признак расшир.структуры
27h 4 ID тома(серийный номер)
2Bh Bh метка (NO NAME)
36h 8 ID файловой системы (FAT12)
3Eh начало кода и данных загрузки

Замечания:

  1. Типы носителей информации:
    • F0h - гибкий диск, 2 стороны, 18 секторов на дорожке;
    • F8h - жесткий диск;
    • F9h - гибкий диск, 2 стороны, 15 секторов на дорожке;
    • FCh - гибкий диск, 1 стороны, 9 секторов на дорожке;
    • FDh - гибкий диск, 2 стороны, 9 секторов на дорожке;
    • FEh - гибкий диск, 1 сторона, 8 секторов на дорожке;
    • FFh - гибкий диск, 2 стороны, 8 секторов на дорожке.
  2. Используйте абсолютное чтение INT 25h (DX=0) для чтения этого сектора. ИЛИ:
    • гибкие диски: корневой сектор = BIOS INT 13h головка 0, дорожка 0, сектор 1;
    • жесткие: читайте Таблицу_разделов для получения BIOS головки/дорожки/сектора.
  3. BPB (BIOS Parameter Block) - подмножество данных, содержащихся в корневом_секторе. Запрос к драйверу "Построить BPB" требует, чтобы драйвер заполнил блок, отмеченный выше. Длина BPB = 13 байт

Таблица параметров дискеты

Эта 10-байтовая структура известна также как "Disk Base Table". Она находится по адресу вектора прерывания INT 1Eh (4-байтовый адрес в 0:0078). Эта таблица задает некоторые важные переменные для устройств дискет. Ее инициализирует ROM-BIOS, а DOS модифицирует, чтобы улучшить производительность дискет.

Таблица 5. Формат таблицы параметров дискеты

Смещение Длина Содержимое
00h 1 Первый байт спецификации:
биты 0-3 - время загрузки головок;
биты 4-7 - длительность шага головок
01h 1 Второй байт спецификации:
бит 0 - флаг режима ПДП;
биты 1-7 - время загрузки головок
02h 1 Задержка перед отключением мотора (в "тиках" ситемных часов)
03h 1 Размер сектора (байт): 0 - 128, 1 - 256, 2 - 512, 3 - 1024
04h 1 Число секторов на дорожке
05h 1 Длина межсекторного промежутка для операций чтения/записи
06h 1 Длина области данных
07h 1 Длина межсекторного промежутка для операции форматирования
08h 1 Символ-заполнитель для форматирования (обычно 0F6h, т.е. "Ў")
09h 1 Время установки головок (в миллисекундах)
0Ah 1 Время запуска мотора (в 1/8 с)

Таблица параметров жесткого диска

Эта 16-байтовая структура находится по адресу вектора прерывания INT 41h (4-байтовый адрес в 0:0104). Параметры для второго жесткого диска (если он есть) находятся по адресу вектора INT 46h . Эти таблицы задают некоторые важные переменные для операций с твердыми дисками.

Таблица 6. Формат таблицы жесткого диска

Смещение Длина Содержимое
00h 2 Число цилиндров
02h 1 Число головок
03h 2 Не используется (всегда 0)
05h 2 Номер начального цилиндра предкомпенсации
07h 1 Максимальная длина блока коррекции ошибок ECC
08h 1 Байт контроля:
биты 0-2 - не используются (всегда 0);
бит 3 - установлен, если число головок больше 8;
бит 4 - не используется (всегда 0);
бит 5 - установлен, если изготовитель разместил карту дефектов на цилиндре с номером "максимальный рабочий цилиндр + 1";
бит 6 - запрет повторного контроля ECC;
бит 7 - запрет контроля ECC
09h 1 Не используется (всегда 0)
0Ah 1 Не используется (всегда 0)
0Bh 1 Не используется (всегда 0)
0Ch 2 Номер цилиндра зоны парковки
0Eh 1 Число секторов на дорожке
0Fh 1 Резерв

Таблица распределения файлов (FAT)

Размер файла может изменяться со временем. Если допустить хранение файла только в смежных секторах, то при увеличении размера файла ОС должна полностью переписать его в другую подходящего объема (свободную) область диска. Чтобы упростить и ускорить выполнение операции добавления новых данных в файл, в современных ОС применяются таблицы распределения файлов (File Allocation Table, сокращенно FAT), которые позволяют хранить файл в виде нескольких несмежных участков.

При использовании FAT область данных логического диска разделена на участки одинакового размера - кластеры . Кластер может состоять из одного или нескольких последовательно расположенных на диске секторов. Число секторов в кластере должно быть кратным 2 N и может принимать значения от 1 до 64 (размер кластера зависит от типа используемой FAT и объема логического диска).

Каждому кластеру поставлен в соответствие собственный элемент таблицы FAT. Первые два элемента FAT являются резервными - если на диске имеется K кластеров данных, то число элементов FAT будет равно K+2 . Тип FAT определяется значением K:

  1. если K <4085 - используется FAT12;
  2. если 4084> K <65525 - используется FAT16;
  3. если 65524> K - используется FAT32.

Название типов FAT происходят от размера элемента. Так элемент FAT12 имеет размер 12 бит, FAT16 - 16 бит, FAT32 - 32 бита. Следует учитывать, что в FAT32 четыре старших двоичных разряда зарезервированы и игнорируются в процессе работы ОС (то есть значащими являются только семь младших шестнадцатеричных разрядов элемента).

FAT - это связный список, который ОС использует для отслеживания физического расположения данных на диске и для поиска свободной памяти для новых файлов.

В каталоге файлов (оглавлении) для каждого файла содержится номер начального элемента в таблице FAT, соответствующий первому кластеру в цепочке распределения файла. Соответствующий элемент FAT либо указывает конец цепочки, либо ссылается на следующий элемент, и т.д. Пример:

Эта диаграмма иллюстрирует основные концепции FAT. Из нее видно, что:

  1. MYFILE.TXT занимает 10 кластеров. Первый кластер - это кластер 08, последний кластер - 1Bh. Цепочка кластеров - 08h, 09h, 0Ah, 0Bh, 15h, 16h, 17h, 19h, 1Ah, 1Bh. Каждый элемент указывает на следующий элемент цепочки, а последний элемент содержит специальный код (см. табл. 7).
  2. Кластер 18h помечен как дефектный и не входит в цепочку распределения.
  3. Кластеры 06h, 07h, 0Ch-14h и 1Ch-1Fh пусты и доступны для распределения.
  4. Еще одна цепочка начинается с кластера 02h и кончается кластером 05h. Чтобы узнать имя файла, нужно отыскать элемент оглавления с начальным номером кластера 02h.

Таблица 7. Значения элементов FAT

FAT обычно начинается с логического сектора 1 в разделе DOS (т.е. ее можно прочитать по INT 25h с DX=1). В общем случае сначала надо прочитать корневой_сектор (DX=0) и взять смещение 0Eh . Там указано, сколько корневых и резервных секторов стоят перед FAT. Используйте затем это число (обычно 1) как содержимое DX , чтобы прочитать FAT через INT 25h .

Может существовать несколько копий FAT. Обычно поддерживаются две идентичных копии. В этих случаях все копии расположены непосредственно друг за другом.

Замечание:

  • По общему заблуждению считается, что 16-битовая FAT не позволяет DOS работать с дисками, большими 32 мегабайт. На самом деле, ограничивает то, что INT 25h/26h неспособно работать с СЕКТОРАМИ, номера которых больше 65535. Поскольку размер сектора обычно 512 байт, или половина килобайта, то это диктует 32-мегабайтовый лимит. С другой стороны, ничто не запрещает вам иметь секторы большего размера, так что теоретически DOS может работать с любыми дисками.
  1. Умножьте номер кластера на 3.
  2. Если номер элемента четный, выполните операцию AND над считанным словом и маской 0FFFh. Если номер элемента нечетный, сдвиньте значение вправо на 4 бита. В результате получите искомое значение элемента FAT.

Теперь рассмотрим порядок действий при записи элемента в FAT12.

  1. Умножьте номер кластера на 3.
  2. Разделите результат на 2 (длина элемента - 1.5 (3/2) байт).
  3. Прочитайте из FAT 16-разрядное слово, используя в качестве адреса результат предыдущей операции.
  4. Если номер элемента четный, выполните операцию AND над считанным словом и маской 0F000h, а затем операцию OR над полученным результатом и значением записываемого элемента. Если номер элемента нечетный, выполните операцию AND над считанным словом и маской 0F000h, а затем сдвиньте значение влево на 4 бита и выполните операцию OR с результатом предыдущей операции.
  5. Запишите полученное 16-разрядное слово обратно в FAT.

Замечание:

  • 12-битовый элемент может пересекать границы двух секторов, так что будьте внимательны, если считываете по одному сектору FAT.
    16-битовые элементы проще - каждый элемент содержит 16-битовое смещение (от начала FAT) следующего элемента в цепочке.
    32-битовые элементы - каждый элемент содержит 32-битовое смещение следующего элемента в цепочке.

В программах, написанных на ассемблере, для выполнения умножения на 3 вместо команды MUL часто применяется алгоритм "сдвиг и сложение": исхродное число копируется, над копией числа выполняется сдвиг влево на один разряд (умножение на 2), а затем оба числа складываются (x + 2x = 3x). Вместо команды DIV используется сдвиг вправо на один разряд.

Элемент FAT содержит номер кластера, но при работе с дисками на низком уровне адресуемой единицей данных является сектор, а не кластер.

Дискета (или раздел твердого диска) структурирована следующим образом:

  1. корневой и резервные секторы;
  2. FAT #1;
  3. FAT #2;
  4. корневой каталог (не существует в FAT32);
  5. область данных.

Каждая секция в этой структуре имеет переменную длину, и для корректного преобразования номера кластера в номер сектора необходимо знать длину каждой такой секции.

Чтобы получить номер начального сектора кластера из номера кластера ClustNum (считанный из соответствующего поля в элементе каталога или в цепи FAT), вы можете использовать недокументированную функцию ОС 32h или прочитать корневой сектор и применить следующие формулы:

корневых_секторов = (RootSiz * 32) / 512 начало_данных = ResSecs + (FatSize * FatCnt) + корневых_секторов нач_сектор = начало_данных + ((ClustNum - 2) * ClustSiz) ,

где значения переменных: RootSiz , ResSecs , FatSize , FatCnt , ClustSiz извлекаются из корневого сектора или из BPB .

Установите DX=нач_сектор перед операцией чтения INT 25h или записи INT 26h .

Каталоги файлов

Каталог файлов представляет собой массив 32-байтных элементов - описателей файлов. С точки зрения операционной системы все каталоги (кроме корневого каталога в системах FAT12 и FAT16) выглядят как файлы и могут содержать произвольное количество записей.

Корневой каталог (Root Directory) - это главный каталог диска, с которого начинается дерево подкаталогов. Для корневого каталога в FAT12 и FAT16 в системной области логического диска выделено специальное место фиксированного размера (16 Кбайт), рассчитанное на хранение 512 элементов. В системе FAT32 корневой каталог является файлом произвольного размера.

Таблица 8. Структура элемента каталога

Смещение Длина Содержимое
00h 11 Короткое имя файла
0Bh 1 Атрибуты файла
0Сh 1 *Зарезервировано под Windows NT (должно содержать 0)
0Dh 1 *Поле, уточняющее время создания файла (в десятках миллисекунд).
Значение поля может находиться в пределах от 0 до 199
0Eh 2 *Время создания файла
10h 2 *Дата создания файла
12h 2 *Дата последного обращения к файлу для записи или считывания данных
14h 2 *Старшее слово номера первого кластера файла
16h 2 Время выполнения последней операции записи в файл
18h 2 Дата выполнения последней операции записи в файл
1Ah 2 Младшее слово номера первого кластера файла
1Ch 4 Размер файла в байтах (32-разрядное число)

Знак "*" означает, что поле обрабатывается только в файловой системе FAT32. В системах FAT12 и FAT16 поле считается зарезервированным и содержит значение 0.

Короткое имя файла состоит из двух полей: 8-байтного поля, содержащего собственно имя файла, и 3-байтного поля, содержащего расширение. Если введенное пользователем имя файла короче восьми символов, то оно дополняется пробелами (код пробела - 20h), если введенное расширение короче трех символов, то оно также дополняется пробелами.

Некоторые функции DOS требуют в качестве параметра байт атрибутов файла. Разряды байта атрибутов устанавливаются в 1 в том случае, если у файла имеется соответствующее свойство:

  • бит 0 - только для чтения;
  • бит 1 - скрытый;
  • бит 2 - системный;
  • бит 3 - идентификатор тома;
  • бит 4 - каталог;
  • бит 5 - архивирован;
  • биты 6 и 7 - резерв (установлены в 0).

Поле времени создания файла и поле времени выполнения последней операции записи в файл имеют следующий формат:

15 9 8 5 4 0

При создании файлов отсчет дат ведется от начала эпохи MS-DOS, т.е. от 01.01.1980. Биты 9-15 содержат номер года минус 1980 (допустимо значение от 0 до 127).

Длинные имена файлов

Начиная с Windows 95 файлу можно присвоить (в дополнение к короткому имени) так называемое длинное имя. Для хранения длинного имени используются пустые элементы каталога, смежные с основным элементом - описателем файла. Наличие единиц в разрядах 0-3 байта атрибутов является признаком того, что свободный элемент каталога используется для хранения участка длинного имени файла (для описателей файлов и каталогов такое сочетание невозможно). Короткое и длинное имена файла являются уникальными, т.е. не должны встречаться дважды в одном каталоге.

Длинное имя записывается не ASCII-символами, а в формате Unicode, где каждому национальному алфавиту соответствует набор кодов. Расплатой за универсальность Unicode является снижение плотности хранения информации - каждый символ занимает два байта (16-разрядное слово). В пустые элементы каталога длинное имя записывается в разрезанном на кусочки виде (см. табл.9).

Таблица 9. Структура элемента каталога, хранящего фрагмент длинного имени файла

Длинное имя записывается в каталог первым, причем фрагменты размещены в обратном порядке, начиная с последнего:

Все каталоги, за исключением корневого, содержат в двух первых элементах вместо описателей файлов специальные ссылки. В элементе № 0 размещается указатель на сам каталог, а в поле имени находится одна точка ("."). В элементе № 1 размещается указатель на родительский каталог, а в поле имени находятся две точки (".."). Если ссылка на таблицу FAT у элемента № 1 имеет нулевое значение, то текущий каталог находится в корневом каталоге.

Блок информации диска формируется НЕДОКУМЕНТИРОВАННОЙ функцией DOS 32h .

Все сведения, содержащиеся здесь, можно получить путем чтения корневого сектора и вызова ряда других функций ОС с некоторыми вычислениями, но блок информации удобен тем, что он содержит все данные вместе. Это единственный вызов, который возвращает адрес заголовка драйвера устройства.

Таблица 10. Схема блока информации диска

Смещение Длина Содержимое
00h 1 Номер диска (0=A, 1=B и т.д.)
01h 1 Номер субустройства из заголовка устройства (один драйвер может управлять несколькими дисками)
02h 2 Размер сектора в байтах
04h 1 Число секторов на кластер -1 (максим. сектор в кластере)
05h 1 Сдвиг кластера в сектор (кластер = 2№ секторов) (секторов на кластер в степенях двойки: 2 для 4, 3 для 8)
06h 2 Число резервных секторов (корневые, начало корневого огл.) (N первого сектора FAT)
08h 1 Число таблиц FAT
09h 2 Макс. число элементов в корневом оглавлении
0Bh 2 Номер сектора для кластера №2 (1-й кластер данных)
0Dh 2 Всего кластеров +2 (наивысший номер кластера)
0Fh 1 Число секторов, занимаемое одной FAT
10h 2 Номер сектора начала корневого оглавления
12h 4 Адрес заголовка_устройства
16h 1 Байт дескриптора_носителя
17h 1 Флаг доступа: 0, если был доступ к устройству
18h 4 Адрес следующего блока информации диска
(0FFFFh, если блок - последний)

Битовые флаги режима открытия:

  1. 0-2: Права доступа процесса в сети
    000 - чтение; 001 - запись; 010 - чтение и запись.
  2. 4-6: Режим разделения:
    000 - режим совместимости
    001 = монопольный захват файла
    010 = отвергать запись
    011 = отвергать чтение
    100 = ничего не отвергать
  3. 7: Наследование:
    1 - файл приватный для этого процесса 0 - наследуется порожденными процессами

Если байт атрибутов файла индицирует только чтение, он перекрывает эти флаги.

Биты прав доступа в сети и режима разделения имеют эффект только в том случае, когда установлена программа SHARE.

Лабораторная работа №1

Персональный компьютер, его устройство и состав, правила эксплуатации. Основы работы с клавиатурой. Операционная система MS Windows. Средства работы с дисками, каталогами, файлами.

I. ИЗУЧЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ

Существует несколько моделей клавиатур. Отличие их друг от друга в основном заключается в количестве и расположении клавиш, наличии дополнительных органов управления: встроенного шарика работающего по типу мыши, джойстика, регуляторов громкости и т.д.

На клавиатуре: 33 буквенные клавиши, тринадцать с цифрами и знаками препинания, клавиши самого верхнего ряда – от Esc до F12, клавиши Alt, Enter,Ctrl, Caps lock, Shift и дополнительные клавиши: Insert, Delete, Home, End, Page Up, Page Dawn, в правой части клавиатуры–панель с цифрами, есть клавиши управления курсором, и несколько других.

Для напечатания текста большими буквами нажмите Caps lock. Для возврата в нормальный режим текста повторно нажмите Caps lock. Различное сочетание клавиш Alt, Ctrl, Shift служит для переключения языка.

Второй ряд буквенной клавиатуры называют основным, он состоит из 11 букв. На буквах (русских) а и о или f и j (латиница) есть точки/черточки, которые помогают определить исходную позицию для печатания слепым десятипальцевым методом.

Итак, нужно поставить:

Пальцы левой руки: а - указательный; в - средний; ы - безымянный; ф - мизинец;

Пальцы правой руки: о - указательный; л - средний; д - безымянный; ж - мизинец;

Запустите клавиатурный тренажер для освоения десятипальцевого метода слепой печати.

II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Введение

Операционная система - программа, которая загружается при включении компьютера. Она осуществляет диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, местом на диске и т.д.), запускает другие (прикладные) программы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользователю и прикладным программам удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера.

Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьютера и управления ресурсами компьютера - это операции очень низкого уровня. И действия, которые необходимо совершать прикладным программам состоят из сотен или тысяч таких элементарных операций. Операционная система скрывает от пользователя элементарные операции и предоставляет ему удобный интерфейс для работы.

В 80-е годы для IBM PC-совместимых компьютеров использовалась, в основном, операционная система MS DOS .

III. MS-DOS (“Disk Operating System”)

Появление DOS было вызвано созданием в 1981 году фирмой IBM (International Business Machine) первого массового персонального компьютера IBM PC. Небольшое занимаемое место на диске и требуемый объем оперативной памяти, простота управления и открытая архитектура системы сделали MS-DOS и совместимые с ней системы фактически общемировым стандартом.

Сокращение MS-DOS означает "Microsoft Disk Operating System" - то есть,

дисковая операционная система фирмы Microsoft. Название "дисковая" связано с тем, что значительная часть программ MS-DOS хранится на диске, включаясь в работу по мере необходимости, и лишь небольшое ядро системы находится в оперативной памяти в течение всего сеанса работы. Диск, с которого производится запуск операционной системы, называется системным.

Как следует из названия, основные назначения DOSуправление дисковым вводом и выводом. Однако функции ее шире.

Операционная система организует вычислительный процесс в компьютере. MS-DOS включает базовую систему ввода-вывода (BIOS), ядро DOS, командный процессор DOS и сервисные программы.

В подсистемы DOS входят: файловая система, система управления программами, система связи с драйверами устройств, система обработки ошибок, служба времени, система ввода/вывода с консоли оператора. MSDOS записана на системном диске в виде файлов, а так же в ПЗУ (BIOS).

Файловая система DOS организует данные на диске в виде файлов (поименованных наборов информации) и каталогов (поименованных наборов файлов). Файлы и каталоги за счет регистрации в FAT образуют иерархическую древовидную систему.

Имя и расширение файла и каталога. Имя.Тип (расширение) Латинские буквы от A до Z, прописные и строчные не различаются; Цифры от 0 до 9; Ряд спец. символов _ () и др.

НЕ используются: * ? . : = * / \ + " | < >

Исполняемые программы - расширения COM,EXE,BAT.

К некоторым устройствам из команд DOS можно обращаться как к файлам:

CON – консоль, т.е. клав. при вводе, монитор при выводе PRN - принтер

NUL – пустое устройство

Основные команды DOS

Создание текстовых файлов. сopy con имя-файла

После ввода этой команды нужно будет поочередно вводить строки файла. В конце каждой строки нужно нажимать клавишу Enter, а после ввода последней – нажать клавишу F6 и затем Enter.

Удаление файлов. ……………del имя-файла Переименование файлов. ……ren имя-файла1 имя-файла2

Копирование файлов. ……….copy имя-файла1 имя-файла2 или copy имя-файла1 [имя-каталога]

Соединение (конкатенация) файлов.

copy имя-файла [+ имя-файла]. имя-файла

Команда смены текущего дисковода. А: - переход на дисковод А:

В: - переход на дисковод В: С:- переход на дисковод С:

Изменение текущего каталога. cd [дисковод:] путь

Просмотр каталога. dir [дисковод:][путь\][имя-файла] [параметры] Создание каталога. md [дисковод:] путь

Уничтожение каталога. rd [дисковод:] путь

Удаление каталога со всем содержимым. deltree имя-файла-или- каталога

Вывод файла на экран. type имя-файла Очистка экрана монитора. cls

Вывод информации о дате и установка даты в компьютере. date Вывод информации о времени и установка времени в компьютере. time [часы:минуты]

Получение информации о версии DOS. ver

Для обработки одной командой группы файлов с однотипными именами в именах используются символы-"маски" или расширители. * в имени или расширении файла заменяет любое допустимое количество любых символов; ? в имени или расширении файла заменяет любой символ или пусто.

Варианты заданий по ОС DOS:

Вариант 1

Используя команды MS DOS, необходимо:

2. Создать в своем каталоге на диске A: подкаталог VERS.

3. Создать текстовый файл my_text1.txt. с произвольным текстом в 4…5 строк.

4. Скопировать файл my_text1.txt с именем my_text2.txt.

5. Просмотреть содержимое файла my_text1.txt.

6. Перейти на диск C.

7. Скопировать в подкаталог VERS несколько файлов с расширением.dat.

8. Очистить экран.

10. Соединить файлы my_text1.txt и my_text2.txt в файл add.dat.

11. Переименовать my_text2.txt в text2.dat.

Вариант 2

1. Создать на диске A: в каталоге USERS в подкаталоге GROUP подкаталог STUDENTS.

2. Скопировать в подкаталог STUDENTS все файлы с расширением

3. Переименовать файл *.dat в 1.dat.

4. Скопировать в подкаталог STUDENTS файл readme.txt C:.

5. Переименовать файл readme.txt в подкаталоге STUDENTS в

файл msvopr.

6. Просмотреть содержимое файла msvopr.

7. Сравнить файл msvopr из подкаталога STUDENTS с файлом

C:\***\README.TXT.

8. Вывести на экран карту используемой памяти компьютера.

9. Вывести на экран иерархическую структуру диска С:.

10. Вывести на экран метку диска D:.

Вариант 3

1. Перейти на диск С:.

2. Просмотреть иерархическую структуру диска С:.

STUDENTS подкаталог GROUP.

4. Скопировать в подкаталог GROUP любой каталог диска С:.

5. Удалить из скопированного подкаталога все файлы с расширением.exe.

7. Скопировать файл readme.txt диска С: в подкаталог GROUP.

8. Переименовать файл readme.txt.

9. Очистить экран.

10. Вывести на экран номер версии DOS.

Вариант 4

1. Создать на диске А: в каталоге USERS в подкаталоге

STUDENTS подкаталог GROUP.

2. Вывести на экран номер версии MSDOS.

3. Просмотреть иерархическую структуру диска C:.

4. Очистить экран.

5. Перейти на диск D:.

6. Скопировать в подкаталог GROUP все файлы с расширением

7. Очистить экран.

8. Найти на диске С файлы с расширением *.txt. Просмотреть содержимое одного из файлов readme.txt.

9. Вывести на экран текущую дату.

10. Вывести на экран карту оперативной памяти компьютера.

Вариант 5

1. Создать на диске A: каталог с именем ITOG.

2. В каталоге ITOG создать два каталога с именами F1 b F2.

3. В каталоге F1 создать файлы с именами a.txt, b.txt, c.bas (содержание файловпроизвольное).

4. В каталоге F2 создать файлы с именами a1.txt, d.lsh, p.pas (содержание файловпроизвольное).

5. Скопировать в каталог F1 из каталога F2 файлы, не имеющие расширение txt.

6. Быстрым поиском найти файл d.lsh.

7. Переименовать файл d.lsh в файл с именем 1.dsh.

8. Вывести дерево каталогов на диске.

9. Вывести на экран текущее время.

10. Вывести на экран текущую дату

IV. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА Windows XP

Windows XP – это операционная система, имеющая высокую надежность, производительность (достигнутую за счет изменений в системе управления памятью), средства защиты файлов от удаления, удобные средства настройки сетевого доступа. Система поддерживает стандарт Plug and Play, что упрощает подключение нового оборудования.

Windows XP использует единый унифицированный графический пользовательский интерфейс, обеспечивает возможность одновременного выполнения нескольких задач и переключения с одной программы на другую.

Информация на дисках (жестких дисках, дискетах, компакт-дисках и т.п.) хранится в файлах. Файлом называется любая последовательность данных на диске определенной длины, имеющая имя. В файлах могут храниться тексты программ, документы, рисунки, таблицы, программы и прочие данные.

Имя файла состоит из имени и расширения. Имя файла в Windows XP – это набор до 256 допустимых символов, включая пробелы. Недопустимые символы - это \ /: *? " < > |. Расширение отделяется от имени файла точкой и содержит до трех допустимых символов.

Существуют следующие стандартные расширения файлов:

Исполняемые файлы

Командные файлы

Текстовые файлы

Файлы, созданные редактором Word

созданные

электронной

таблицей Ехcel

Файлы рисунков

Архивные файлы

Zip, .rar, .arj

Файлы, используемые в Интернете

Звуковые файлы

Wav, .mid, .mp3

Видео файлы

Avi, .mpg, .asf

Общий вид

Создатели Windows попытались сделать работу пользователя как можно более простой. Для этого был использован принцип аналогии рабочего места, созданного на экране компьютера, и обычного письменного стола.

Рабочее место в Windows называется Рабочий стол . На рабочем столе могут быть разложены папки, документы, часы, калькулятор и многое другое. Все эти предметы можно перемещать, открывать, закрывать, выбрасывать в корзину и совершать еще много других действий.

При включении компьютера и загрузке ОС Windows загружается программа, которая обеспечивает пользователю средства управления системой - программа-оболочка . Стандартной оболочкой Windows является программа Explorer. Именно она предоставляет в распоряжение пользователя Рабочий стол, Панель задач и другие средства.

Панель задач - представляет собой горизонтальную линейку, расположенную в нижней части Рабочего стола. Основное предназначение Панели задач: нести на себе кнопку Пуск (Start) , кнопки активных приложений, индикатор кодировки клавиатуры, часы и некоторые другие элементы.

Кнопка Пуск открывает Главное меню через которое обеспечивается доступ ко всем основным программам. Чрезвычайно удобным и полезным оказалось размещение на Панели задач кнопок активных приложений. Это позволяет не только всегда видеть, какие приложения (программы) запущены, но и облегчает переключение между программами: достаточно щелкнуть на кнопке нужного приложения.

На Рабочем столе всегда находятся хотя бы два значка: Мой компьютер и Корзина .

Мой компьютер представляет собой средство доступа ко всем ресурсам компьютера пользователя. Для того, чтобы им воспользоваться, достаточно дважды щелкнуть мышью на значке. В папке Мой компьютер находятся значки дисководов локального компьютера, Панель управления (Control Panel), Принтеры (Printers) . Если установлена поддержка подключения к локальной сети по модему, имеется значок папки Удаленный доступ сети . Применяя средство Мой компьютер, пользователь может:

Получить доступ к содержимому всех дисков и может выполнять все файловые операции, а также запускать все необходимые приложения;

Использовать Панель управления для изменения установок операционной среды;

Управлять локальными и сетевыми принтерами и др.

Корзина предназначена для того, чтобы "выбрасывать" в нее ненужные файлы. В Корзину попадают все файлы, удаленные средствами оболочки. Если в Корзине что-то есть, она выглядит "полной". Поскольку в Корзину помещаются все файлы, удаляемые пользователем, то при необходимости можно восстановить любой из них. Для этого необходимо двойным щелчком открыть папку Корзина, выделить нужный файл одним щелчком мыши. В меню Файл окна Корзины выбрать пункт Восстановить . Таким образом удаленный ранее файл вернется на прежнее место. Совершенно очевидно, что удаляемые в Корзину файлы занимают дисковое пространство. Поэтому, если необходимо освободить место на диске, можно очистить Корзину (команда Файл > Очистить ). Значок Корзина нельзя ни переименовать, ни удалить с Рабочего стола стандартными средствами Windows. Значок Мой компьютер можно безболезненно переименовать, но нельзя удалить.

В том случае, если ваш компьютер включен в локальную сеть, на Рабочем столе появится еще один значок - Сетевое окружение. Этот значок позволяет получить информацию о ресурсах сети и доступ к ресурсам сети.

Главное меню

При нажатии кнопки Пуск на Панели задач появляется Главное меню , которое позволяет использовать все ресурсы компьютера. По умолчанию Главное меню содержит набор команд:

Программы;

Документы;

Настройка;

Поиск;

Справка;

Выполнить;

Завершение работы.

Возле некоторых команд (справа) находится маркер стрелки. Значит, при выборе таких команд открывается еще одно меню (подменю), которое, в свою очередь, тоже может содержать команды с маркерами.

Если справа от команды стоит многоточие, значит при выборе этой команды появится диалоговое окно, в котором надо сообщить дополнительную информацию, прежде чем команда будет выполнена.

Команда Программы открывает иерархическое меню доступных прикладных и служебных программ.

Команда Документы вызывает меню, в котором накапливаются имена документов, открывавшихся пользователем. В этот список включаются все документы независимо от того, с помощью какого приложения они были созданы или могут быть открыты. С помощью этого меню можно вызвать имеющийся в списке документ. Для этого достаточно щелкнуть по имени документа один раз.

Команда Настройка вызывает подменю, содержащее пункты: Панель управления, Принтеры, Панель задач. Последняя команда позволяет изменять внешний вид Панели задач, редактировать, добавлять и удалять пункты Главного меню. Выбор команды Панель управления открывает меню папки "Панель управления" . Это гипотетическая папка, фактически

выполняется программа Control.exe , с помощью которой можно настраивать систему.

Команда Принтеры позволяет управлять всеми имеющимися принтерами.

Команда Поиск . Вызов этой команды позволяет осуществлять поиск на диске конкретного документа или папки.

Команда Справка загружает справочную систему Windows с документом Windows Help , представляющим собой общую справку о возможностях Windows и работе с ней.

Команда Выполнить служит для загрузки приложений и файлов данных. Диалоговое окно загрузки файла содержит кнопку Обзор , служащую для поиска файла.

Команда Завершение работы вызывает диалоговое окно "Завершение работы с Windows" . Эта команда выполняется для подготовки компьютера к выключению. После ее вызова Windows производит сохранение текущей конфигурации, очищает внутренние буферы и др. Только после выполнения этих действий можно выключить питание компьютера. Следовательно, начать работу можно, не прибегая к кнопке Пуск , но вот для того, чтобы завершить работу, необходимо нажать кнопку Пуск и выполнить команду

Завершение работы.

Работа с окнами

Каждой выполняемой программе в Windows отводится окно - прямоугольная область экрана. Все компоненты оконного интерфейса стандартизованы, и практически всякое окно содержит элементы для изменения его размеров и перемещения по экрану при помощи мыши. Окно может принимать одно из трех состояний: нормальное, свернутое или развернутое.

Чтобы изменить размеры окна нажмите одну из кнопок, расположенных в его верхнем правом углу. Функции кнопок представлены в таблице:

Нажмите Чтобы

Свернуть окно в кнопку, которая появится на панели задач. Развернуть окно так, чтобы оно заполнило весь рабочий стол. Восстановить исходные размеры окна

Закрыть окно. При этом заканчивается работа программы, выполнявшейся в данном окне.

Основные компоненты окна:

Рабочая область . Это та область, где находится содержательная часть окна. Если пользователь работает с текстовым редактором, например, то в этой части окна будет находиться текст создаваемого документа.

Строка заголовка . Обычно содержит название приложения и документа. Кроме того здесь находятся кнопки:

- Кнопка системного меню - открывает доступ к меню с набором команд, позволяющих изменять размеры окна, свернуть, развернуть, восстановить или закрыть его. (Свернуть окно - значит, убрать его с экрана, но не закрывать. При этом окно будет представлено кнопкой на Панели задач. После закрытия окна его кнопка на Панели задач исчезает).

- Кнопки свертывания, развертывания/восстановления, закрытия окна расположены в правой части строки заголовка.

С помощью строки заголовка окно можно перемещать по экрану. Для этого надо поставить указатель мыши на Строку заголовка, нажать левую клавишу мыши и, не отпуская клавишу, перемещать мышь.

Строка меню . Расположена под строкой заголовка и содержит ряд команд. Вызов любой из этих команд открывает подменю. Состав команд, входящих в Строку меню, как правило, зависит от назначения окна.

Панель инструментов . Как правило, здесь размещаются кнопки наиболее часто используемых команд. Вид Панели инструментов изменяется в зависимости от программы и от функции окна. Для настройки панели инструментов войдите в Вид строки меню.

Строка состояния . Расположена в нижней части окна. Она предназначена для оперативного отображения информации об объектах, содержащихся в окне или о положении указателя мыши.

Полосы прокрутки . Если размеры окна недостаточны для вывода на экран всего содержимого объекта (например, документа), то в окне появляются полосы прокрутки. Это может быть вертикальная или горизонтальная полоса прокрутки, или обе сразу. Полосы прокрутки имеют кнопки прокрутки и ползунок, с помощью которых можно просматривать содержимое окна.

Чтобы изменить размер окна, достаточно поместить указатель мыши на границу окна (при этом указатель мыши должен принять вид двойной стрелки) и, не отпуская кнопку, перемещать мышь.

Управление многими окнами

Т.к. Windows многозадачная система, может быть загружено одновременно несколько приложений. Следовательно, на экране окажется несколько одновременно открытых окон. Чтобы расположить открытые окна так, как вам нужно, имеется 2 способа:

можно перемещать окна, ухватившись мышкой за строку заголовка;

можно воспользоваться контекстным меню панели задач. В этом случае необходимо щелкнуть правой клавишей мыши на панели задач и из появившегося меню выбрать одну из команд, которые определяют способ расположения окон на экране: каскадом, мозаикой, вертикально.

Если открыто несколько окон, то переключиться из одного окна в другое можно:

щелкнуть мышкой видимую часть нужного окна;

щелкнуть кнопку нужного окна на Панели задач;

с помощью клавиш ALT+Tab.

Диалоговые окна

Это особый и весьма распространенный вид окна. Он применяется в тех случаях, когда от пользователя требуется ввести дополнительную информацию, без которой невозможно выполнить ту или иную операцию.

Windows включает много общих диалоговых окон для выполнения наиболее распространенных операций, таких, например, как открытие и сохранение документов, печать и др. Для того, чтобы пользователю было удобно работать в диалоговых окнах, в них применяются разнообразные элементы управления:

Флажки . С помощью этого элемента управления включается или выключается соответствующий параметр.

Переключатели . Эти элементы работают в группе и позволяют выбрать один вариант из нескольких.

Списки . Этот элемент управления позволяет выбрать один из нескольких элементов, включенных в список.

Счетчик . Позволяет установить нужное числовое значение.

Строка ввода . Предназначена для непосредственного ввода текстовой информации.

Ползунок . Используется для выбора значения в пределах некоторого интервала. Например, с помощью ползунка задается скорость перемещения указателя мыши, которую можно уменьшать или увеличивать в известных пределах.

ОБЪЕКТЫ WINDOWS И РАБОТА С НИМИ

Под объектом в Windows можно понимать все, с чем оперирует Windows: программу, группу программ, диск, файл, документ, значок.

Файл - это любой массив информации, сохраненный на диске и имеющий собственное имя. Файл, например, может быть программой, набором данных, текстовым документом.

Документом называется файл, содержащий данные, например, текст, графическое изображение, электронную таблицу.

Папка - это каталог, в котором могут быть размещены файлы документов и программ, другие папки.

Диск - это одно из устройств, на котором могут храниться файлы. Ярлык - файл, содержащий ссылку на другой объект (документ, папку и т.д.).

Наиболее важные операции с объектами.

1. Создание новых объектов.

2. Выделение объектов.

3. Копирование и перемещение объектов.

4. Переименование объектов.

5. Удаление и восстановление объектов.

6. Поиск файлов и папок. Запуск программ.

1. Создание

Создание папки

Для того, чтобы создать папку на Рабочем столе, необходимо поставить указатель мыши на свободное место Рабочего стола и щелкнуть правой клавишей мыши. Откроется контекстное меню. Здесь выбрать пункт Создать и в появившемся подменю - пункт Папка . На Рабочем столе появится новая папка - значок папки и поле названия (под значком). В поле названия необходимо вписать нужное имя.

Создать папку можно в любом окне, имеющем в меню команды Файл пункт

Создать.

Создание ярлыка

Ярлык занимает гораздо меньше места на диске, чем сам объект. Файлы ярлыков можно размещать на Рабочем столе или в других папках, чтобы ускорить доступ к часто используемому объекту. Чтобы вызвать такой объект, достаточно дважды щелкнуть на его ярлыке. Удаление ярлыка не приводит к удалению самого объекта.

Ярлыки создаются примерно так же, как и папки. Для создания ярлыка нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на Рабочем столе или в папке, в контекстном меню выбрать команду Создать , а в подменю - Ярлык . На экране появится окно "Создание ярлыка" .

Создать ярлык можно также в любом окне, имеющем в меню команды Файл

пункт Создать .

Создать ярлык можно с помощью метода "перетащить и оставить". Для этого необходимо, чтобы на экране были одновременно видны обе папки - та, в которой находится исходный объект, и та, в которую будет помещен ярлык этого объекта. Нажав правую кнопку мыши, перетащить объект из одной папки в другую. После завершения этой операции появится контекстное меню, в котором надо выбрать команду Создать ярлык .

При создании ярлыка система сама предлагает его имя, которое при желании можно изменить. Значок ярлыка совпадает со значком объекта, только в левом нижнем углу появляется черная стрелка.

Создание документа

Под документом в Windows понимают не только текстовые файлы, а практически любой файл, содержащий данные: текст, графическое изображение, электронную таблицу, звук, видеофильм.

Документ создается в среде какого-либо приложения (программы) предназначенного для работы с данным типом документов.

Если дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на значке нужного документа или на значке его ярлыка, то это приведет к вызову соответствующего приложения и последующей загрузке в него выбранного документа.

Для того чтобы Windows воспринимал файл данных как документ определенного приложения, он должен быть связан с этим приложением. Связь документов и приложений осуществляется по трехсимвольному расширению файла. Т.о. файлы с одинаковыми расширениями Windows считает документами одного приложения. Файл можно связать только с одним приложением.

Для создания документа необходимо открыть папку, в которой предполагается создать документ, щелкнуть правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Создать . В открывшемся после этого подменю, кроме пунктов Папка и ярлык, есть еще ряд пунктов, которые предоставляют возможность создать документ того или иного типа. Например, это может быть документ типа "звук", "точечный рисунок "BMP", "текстовый документ" и др. Как только команда будет выполнена, в папке

появится новый значок, например, с именем "Текстовый документ.txt" . Создать документ можно в любом окне, имеющем в меню команду Создать .

2. Выделение

Любой объект, перед тем как с ним будет выполнено какое-либо действие, должен быть выделен. Выделенный объект легко узнать по изменению цвета значка и его имени.

В Windows есть несколько вариантов выделения объектов. Можно выделить только один объект, несколько объектов, размещенных в произвольном порядке, несколько объектов, расположенных последовательно, или сразу все объекты в папке.

Для выделения одного объекта достаточно щелкнуть на нем мышью.

Чтобы выделить несколько объектов, расположенных в произвольном порядке, надо нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелкать мышью на каждом выделяемом объекте.

Если нужно выделить несколько объектов, расположенных последовательно, нужно установить указатель мыши рядом с первым из выделяемых объектов (рядом, но не на нем), нажать левую клавишу мыши, и не отпуская ее, тащить мышь по экрану. Все объекты, попадающие при этом в раздвигающуюся прямоугольную область, окажутся выделенными.

Последовательно расположенные объекты можно выделить и таким способом: выделить щелчком мыши по нему первый объект, нажать клавишу Shift и, не отпуская клавишу, щелкнуть последний объект.

Сразу все объекты в папке можно выделить комбинацией клавиш Ctrl+A или выбрать в меню Правка команду Выделить все .

Отменит выделение можно щелчком мыши на любом свободном месте Рабочего стола или окна, в котором производилось выделение объектов. Для того, чтобы снять выделение только с одного объекта помеченной группы, надо нажать клавишу Ctrl и щелкнуть на объекте мышью.

3. Копирование и перемещение

Копирование - это операция создания копии объекта на новом месте. Положение исходного объекта при этом не изменяется. Перемещение - операция переноса объекта на новое место. При перемещении изменяется местоположение объекта.

Самый простой способ копирования/перемещения - при помощи левой кнопки мыши. Для перемещения объекта из одного места в другое эти способом, надо выделить объект, поставить на него указатель мыши, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить объект в нужное место. Копирование осуществляется таким же образом, только при перетаскивании объекта надо держать нажатой клавишу Ctrl . Этим спопобом удобно пользоваться, если исходное местоположение объекта и конечное видны одновременно на экране.

Можно перемещать и копировать объекты с помощью правой кнопки мыши. Выделенный объект перетаскивается в новое место правой клавишей мыши, а когда клавиша отпускается, появляется контекстное меню, где нужно выбрать операцию: копировать или переместить .

Копировать и перемещать объекты можно, используя Буфер обмена . Для работы с Буфером обмена предназначено несколько специальных команд. Их можно найти практически во всех окнах, в пункте меню Правка . Это команды:

Вырезать - перемещение выделенного объекта в Буфер обмена без сохранения объекта на прежнем месте. Чтобы переместить объект в Буфер обмена, нужно выполнить команду Правка > Вырезать , или нажать клавиши Ctrl+X ;

Копировать - перенос копии выделенного объекта в Буфер обмена с сохранением оригинала на прежнем месте. Для того, чтобы скопировать объект в Буфер обмена, нужно выделить объект и выполнить команду

Правка > Копировать , или нажать клавиши Ctrl+C ;

Вставить - копирование содержимого Буфера обмена в позицию размещения курсора. Содержимое Буфера обмена при выполнении команды Вставить сохраняется. Чтобы вставить объект из Буфера обмена, необходимо поставить курсор в место назначения и выполнить команду Правка > Вставить , или нажать клавиши Ctrl+V .

После того как объект будет размещен в нужном месте, Буфер обмена не очищается, поэтому операцию вставки можно повторять сколько угодно раз.

Замена объекта в Буфере обмена происходит только при записи в него новой информации.

Команды работы с Буфером обмена также можно найти в контекстном меню выделенного объекта.

4. Переименование

Переименовать объект в системе Windows можно одним из следующих способов:

выделить объект и выполнить команду Файл > Переименовать ;

щелкнуть мышью один раз в поле метки значка и набрать новое имя; выделить объект, нажать правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню, выбрать команду Переименовать .

5. Удаление

Выбрать в меню Файл окна папки команду Удалить , или в контекстном меню выделенных объектов - команду Удалить , или нажать клавишу Delete , выделив предварительно объекты. Подтвердить операцию удаления в появившемся диалоговом окне.

Перетащить выделенные объекты в Корзину правой или левой кнопкой мыши. При перемещении правой кнопкой мыши появится контекстное меню, в котором надо выбрать команду Переместить . Объекты, удаленные таким образом, на самом деле остаются на жестком диске, в каталоге \RECYCLED , и по-прежнему занимают дисковое пространство.

Если объект попал в Корзину, то его можно либо удалить окончательно, либо вернуть на старое место. Если открыть окно Корзины и выделить хотя бы один объект, то в меню файл станет доступной команда Восстановить . При ее выполнении все выделенные объекты будут помещены в те папки, в которых они находились до удаления. В меню Файл Корзины есть команда Удалить . Она позволяет окончательно убрать выделенные объекты. И, наконец, команда Очистить корзину (меню Файл ) предназначена для полного и безвозвратного опустошения корзины.

Это операция автоматического просмотра файловой структуры, позволяющая найти нужный объект. Для того, чтобы найти объект в

Windows хорошо бы знать его имя и примерное место размещения. Но можно найти объект, зная хотя бы несколько букв из его имени или два три слова из текста документа. Запустить процедуру поиска можно разными способами:

Командой Поиск главного меню, которое появляется при нажатии кнопки пуск;

Командой Файл > Поиск окна папки. Появится диалоговое окно "Найти" , в котором нужно указать параметры поиска:

в поле Имя - указать имя объекта;

в поле Папка - указать каталог поиска или диск;

на вкладке "Дата изменения" можно указать дату создания или последней модификации объекта;

на вкладке "Дополнительно" можно указать текст или другие параметры поиска.

После установки всех параметров поиска нажать кнопку Найти . После успешного завершения операции появится окно с результатами поиска. Теперь достаточно выделить один из найденных объектов и с помощью контекстного меню произвести с ним массу полезных действий. Если же дважды щелкнуть на строке с именем найденного объекта, то это приведет к вызову соответствующего приложения и загрузке выбранного документа.

7. Запуск программ

Для запуска программ Windows предоставляет несколько способов:

Самый простой способ запустить любую программу заключается в следующем:

1) Через Главное меню, выберете в меню Программы папку, которая содержит нужную программу, например, Стандартные.

2) Щелкните мышью на имени программы, например, Калькулятор. Проведите с его помощью ряд вычислений;

Если на рабочем столе или в раскрытой папке присутствует значок нужной программы или ярлык, то нужно дважды щелкнуть по значку;

Если значок нужной программы не найден, можно воспользоваться командой Поиск и после завершения поиска двойным щелчком мыши запустить программу прямо из окна поиска;

На панели задач появиться новая кнопка, соответствующая выполняемой программе, а на экране откроется ее окно.

Если вы знаете имя и местоположения программы, но не можете найти ее значок, используйте команду главного меню Выполнить .

Работа в окне проводника

Окно Проводника является средством, предоставляемым программойоболочкой Explorer, для получения информации о текущем состоянии файловой системы компьютера, о распределении ресурсов компьютера и т.д.

Панели инструментов окна проводника и окна обычной папки совпадают. Но, в отличие от окна папки, окно Проводника разделено на две панели: Все папки и Содержимое папки .

Все папки (левая панель) содержит дерево (структуру) файловой системы компьютера. Основное назначение Дерева заключается в наглядном отображении внутренней подчиненности объектов друг другу. На этой панели содержатся только папки, а панель Содержимое папки (правая панель) показывает, что размещено внутри одной папки - другие папки, файлы.

Проводник вызывается из подменю пункта Программы Главного меню. Другой способ вызова Проводника - из папки мой компьютер:

Файл > Стандартные > Проводник.

Итак, на левой панели отображаются папки и ресурсы компьютера (диски, принтеры, панель управления). Если папка содержит вложенные папки, то она помечается значком "+". Для отображения вложенных папок нужно щелкнуть на значке "+", знак "+" изменится на знак "-". Для свертывания структуры папки нужно щелкнуть по знаку "-".

Для того, чтобы просмотреть содержимое папки, нужно щелкнуть на имени или значке папки в дереве. В правом окне будет выведено содержимое выбранной папки.

Для того, чтобы открыть объект, находящийся внутри папки, дважды щелкните на нем в правой панели или выделите его одним щелчком и выполните команду Файл > Открыть . Если объект является программой,

Windows запускает эту программу на выполнение. Если объект является документом, то Windows запускает программу, в которой этот документ был создан, и загружает в нее документ. Если Windows не может распознать тип объекта, который вы пытаетесь открыть, то на экран выводится диалоговое окно, в котором предлагается выбрать программу для документа.

Правую панель окна Проводника можно отображать одним из 4-х способов: большие значки, малые значки, список и таблица. Выбрать способ отображения можно, выбрав соответствующий пункт меню Вид, или с помощью кнопок на панели инструментов.

Контекстное меню и команда “Свойства”

Контекстное меню - это меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши. Содержание контекстного меню зависит от конкретной ситуации, при которой происходит его вызов (т.е. связано с контекстом), и от того, на каком объекте установлен указатель мыши.

Рядом с некоторыми командами контекстного меню могут быть указаны горячие клавиши, т.е. при нажатии на эти клавиши будет выполнена соответствующая команда.

Названия некоторых команд могут быть выделены серым цветом. Это означает, что данная команда в данной ситуации не активна.

Название одной из команд меню выделено полужирным шрифтом. Обычно это та команда, которая в данном контексте предположительно будет выбрана пользователем.

В контекстном меню любого объекта есть команда Свойства . Эта команда открывает окно "Свойства" . Это диалоговое окно, в котором описаны

свойства соответствующего объекта, и представлен некоторый набор инструментов, позволяющий изменить свойства объекта.

Так как объектом может быть и диск, и Рабочий стол, и приложение, и документ, и многое другое, то, естественно, что в каждом конкретном случае формируется индивидуальный набор свойств. Например, окно Свойств для жесткого диска состоит из четырех вкладок: Общие, Сервис,

Доступ и Сжатие.

Настройка среды Windows (Панель управления)

Панель управления - это гипотетическая папка, находящаяся на одном уровне иерархии объектов Windows с дисководами. В этой папке собраны средства для настройки компьютера, подключения нового оборудования, установки программ. Для открытия Панели управления надо выполнить команду Главного меню Настройка > Панель управления или открыть папку Мой компьютер , а в ней найти и раскрыть папку Панель управления .

Содержимое папки панель управления может оказаться различным для разных компьютеров в зависимость от того, какое оборудование и программное обеспечение на них установлено.

Краткое описание содержимого папки Панель управления :

Установка оборудования . Загружает мастер установки оборудования, предоставляющий те же возможности, что и программа установки Windows на этапе определения и выбора аппаратных компонентов.

Установка и удаление программ . Вызывает диалоговое окно установки и удаления программ, которое позволяет устанавливать программные продукты и удалять некоторые программы; устанавливать и удалять программные компоненты Windows; создавать системный диск.

Дата и время . Вызывает диалоговое окно установки системных часов с учетом часового пояса и перехода на летнее время.

Экран . Вызывает диалоговое окно настройки параметров экрана. Предназначено для изменения внешнего вида всех графических элементов оболочки Windows.

Шрифты . Это ярлык к подкаталогу FONTS каталога Windows . Меню окна папки позволяет удалять установленные шрифты и вводить в

систему новые, а также настраивать другие параметры шрифтов.

Клавиатура . Вызывает диалоговое окно настройки параметров клавиатуры - скорости реакции на нажатие клавиш, частоты мерцания курсора, языка и переключателя клавиатуры, драйвера клавиатуры.

Мышь . Вызывает диалоговое окно настройки мыши: кнопок, скорости реакции, внешнего вида указателя мыши, драйвера мыши.

Принтеры . Ярлык к папке Мой компьютер/Принтеры, при помощи которой можно устанавливать, конфигурировать и удалять из системы драйверы принтеров.

Язык и стандарты . Вызывает диалоговое окно языковой конфигурации, позволяющее установить национальную поддержку и изменить формат отображения чисел, валюты, даты и времени.

Система . Представляет основную информацию о компьютере и позволяет изменять наиболее важные установки.

Звуки . Вызывает диалоговое окно установки определенных звуковых сигналов на системные события.

Сеть . Предназначен для настройки сетевого оборудования и идентификации компьютера в сети.

Почта и факс . Служит для управления системой Microsoft Exchange, которая предназначена для обмена информацией по каналам электронной почты и факсу.

Мультимедиа . Позволяет настроить параметры установленных на компьютере средств мультимедиа.

Пароли . Вызывает диалоговое окно, позволяющее устанавливать, менять и удалять пароли для входа в Windows и доступа к сетевым ресурсам, а также управлять многопользовательской конфигурацией.

Установка и удаление программ

Установка нового программного обеспечения может быть проведена как с гибких дисков, так и с компакт-дисков. Принципиальной разницы нет, важно, что пакеты программ, как правило хранятся на этих дисках в сжатом (заархивированном) виде, а для их установки применяются специальные инсталляционные программы, которые входят в состав поставки. Такие программы обычно называются Setup или Install. Собственно установка программного обеспечения сводится к тому, что Windows обращается к этой программе и с ее помощью выполняет всю процедуру установки.

Для установки программного приложения:

открыть окно Панели управления;

дважды щелкнуть на значке "Установка и удаление программ",

появится соответствующее диалоговое окно;

нажать кнопку Далеe . Мастер установки попытается найти файл

Setup.exe.

выполнять последовательно все инструкции, которые будут появляться на экране.

Удаление приложения с помощью утилиты "Установка и удаление программ" происходит по аналогичной схеме. Кроме того, некоторые приложения содержат в своем составе собственные утилиты для удаления.

Настройка экрана

Настроить экран позволяют средства, собранные в окне "Свойства: Экран" . Открыть это окно можно, выбрав в контекстном меню Рабочего стола команду Свойства , или открыть окно Панель управления (дважды щелкнуть значок Панели управления в папке Мой компьютер или выполнить команду Главного меню Настройка > Панель управления ).

1. Выбор фонового узора. Эта процедура с помощью вкладки Фон диалогового окна "Свойства: Экрана" . В нижней части этой вкладки расположена группа элементов управления, позволяющих выбрать рисунок, узор или Web-страницу в качестве фона. (Web-страницу можно сделать фоном Рабочего стола, только если включены средства Active Desktop - начиная с Windows"98). Можно не только выбрать один из предлагаемых Windows узоров, но и создать собственный. Для этого надо нажать кнопку Узор , появится диалоговое окно "Фоновый узор" , в котором можно выбрать существующий узор или изменить его. Для изменения узора надо нажать кнопку Изменить , появится простой графический редактор, в котором нужно отредактировать узор и сохранить его под новым именем. В верхней части этой вкладки можно увидеть, как отразятся сделанные изменения на внешнем виде Рабочего стола.

2. Выбор заставки. В Windows включен набор программ-заставок, которые используются для защиты экрана монитора от выгорания люминофора. Для выбора заставки и настройки ее параметров надо раскрыть вкладку Заставка диалогового окна "Свойства: Экран" . На этой вкладке также есть область, показывающая, как будет выглядеть заставка на экране монитора. Внизу окна находится список "Заставка" , в котором отображаются программы-заставки, файлы которых расположены в папке System. С помощью кнопки Настройка можно изменить параметры выбранной заставки. Набор

параметров в появляющемся диалоговом окне зависит от выбранной заставки. Многие заставки позволяют изменять разрешение и скорость появления различных объектов. Для запуска программызаставки из диалогового окна "Свойства: Экран " надо нажать кнопку Просмотр . В текстовом поле Интервал указывается интервал простоя компьютера, по истечении которого Windows запустит заставку.

3. Настройка схемы оформления. Вкладка Оформление диалогового окна "Свойства: Экран" позволяет настроить параметры отображения различных интерфейсовых элементов. Необходимо выбрать элемент, который будет настраиваться (список Элемент ) и затем изменять его параметры. Набор доступных параметров зависит от конкретного элемента.

4. Настройка разрешения экрана. Вкладка Настройка диалогового окна "Свойства: Экран" позволяет изменить разрешающую способность экрана и число используемых цветов. Понятием разрешение обозначают количество точек (pixels), составляющих изображение на экране. Обычно система предлагает несколько фиксированных значений разрешения, что зависит от типа используемой видеокарты и количества подключенных драйверов. Для определения количества отображаемых цветов используется список "Цветовая палитра" . Количество установленных цветов очень сильно влияет на скорость работы Windows.

Установка параметров клавиатуры

Значок Клавиатура в папке Панель управления позволяет устанавливать набор параметров для управления работой с раскладкой клавиатуры. Диалоговое окно "Свойства: Клавиатура" имеет 2 вкладки. На вкладке Скорость настраиваются параметры, которые управляют повтором и частотой мигания курсора.

Повтор - это параметр, который определяет интервал времени, в течение которого клавиша должна быть нажата, прежде чем начнется повтор. На второй вкладке Язык устанавливаются различные раскладки клавиатуры. Обычно устанавливаются американская раскладка для английского языка и русская раскладка. Здесь также можно выбрать клавиши для переключения раскладок клавиатуры. Если на компьютере установлено несколько языков, то Windows позволяет вывести значок текущего языка на панель задач.

Добавление значка текущего языка на Панель задач позволит не только следить, какая раскладка клавиатуры выбрана в данный момент. С помощью этого значка можно быстро открыть диалоговое окно "Свойства:

Клавиатура".

V. ОБСЛУЖИВАНИЕ ОС WINDOWS

Поиск и устранение ошибок на диске

Для обнаружения ошибок файловой системы и поврежденных секторов на жестком диске можно использовать служебную программу проверки диска.

1. Откройте окно Мой компьютер и выберите локальный диск, который требуется проверить.

2. В меню Файл выберите команду Свойства .

3. На вкладке Сервис в группе Проверка диска нажмите кнопку

Выполнить проверку.

4. В группе Параметры проверки диска установите флажок

Проверять и восстанавливать поврежденные сектора.

Примечания

Чтобы открыть окно «Мой компьютер», дважды щелкните значок Мой компьютер на рабочем столе.

Перед запуском проверки диска следует закрыть все файлы на нем. Если том используется, на экран будет выведено сообщение с предложением выполнить проверку диска после перезагрузки системы. При положительном ответе проверка диска будет запущена после перезагрузки компьютера. Во время проверки диск недоступен для выполнения других задач.

Использование программы дефрагментации дисков

Программа дефрагментации объединяет фрагментированные файлы и папки на жестком диске компьютера, после чего каждый файл или папка тома занимает единое непрерывное пространство. В результате доступ к файлам и папкам выполняется эффективнее. Объединяя отдельные части файлов и папок, программа дефрагментации также объединяет в единое целое свободное место на диске, что делает менее вероятной фрагментацию новых файлов.

Дефрагментацию дисков также можно запустить из командной строки с помощью команды defrag.

Откройте программу Дефрагментация диска .


Работа с файлами является очень важным видом работы на компьютере. В файлах хранится всё: и программное обеспечение, и информация, необходимая для пользователя. С файлами, как с деловыми бумагами, постоянно приходится что-то делать: переписывать их с одного носителя на другой, уничтожать ненужные, создавать новые, разыскивать, переименовывать, раскладывать в том или другом порядке и пр.

Для прояснения смысла понятия файла удобно воспользоваться следующей аналогией: сам носитель информации (например, диск) подобен книге. Мы говорили о том, что книга - это внешняя память человека, а магнитный диск - внешняя память компьютера. Книга состоит из глав (рассказов, разделов), каждая из которых имеет название. Также и файлы имеют свои названия. Их называют именами файлов. В начале или в конце книги обычно присутствует оглавление - список названий глав. На диске тоже есть такой список-каталог, содержащий имена хранимых файлов.

Каталог можно вывести на экран, чтобы узнать, есть ли на данном диске нужный файл.

В каждом файле хранится отдельный информационный объект: документ, статья, числовой массив, программа и пр. Заключенная в файле информация становится активной, т. е. может быть обработана компьютером, только после того, как она будет загружена в оперативную память.

Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно: а) какое имя у файла; б) где хранится файл.

Имя файла

Вот пример имени файла* (* Последующие примеры ориентированы на правила, принятые в операционных системах фирмы Microsoft: MS-DOS и Windows. Также проиллюстрированы приложения ОС Linux.):

Слева от точки находится собственно имя файла (myprog). Следующая за точкой часть имени (pas) называется расширением файла . Обычно в именах файлов употребляются латинские буквы и цифры. Кроме того, имя файла может и не иметь расширения. В операционной системе Microsoft Windows в именах файлов допускается использование русских букв; максимальная длина имени - 255 символов.

Расширение указывает, какого рода информация хранится в данном файле. Например, расширение txt обычно обозначает текстовый файл (содержит текст), расширение рсх - графический файл (содержит рисунок), zip или гаг - архивный файл (содержит архив - сжатую информацию), pas - программу на языке Паскаль.



Логические диски

На одном компьютере может быть несколько дисководов - устройств работы с дисками. Часто на персональном компьютере встроенный в системный блок жесткий диск большой емкости делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском и ему присваивается однобуквенное имя (после которого ставится двоеточие) С:, D:, Е: и т. д. Имена А: и В: обычно относятся к сменным дискам малого объема - гибким дискам (дискетам). Их тоже можно рассматривать как имена логических дисков, каждый из которых полностью занимает реальный (физический) диск* (* На современных моделях ПК гибкие магнитные диски вышли из употребления.). Следовательно, А:, В:, С:, D: - это всё имена логических дисков.

Оптическому дисководу ставится в соответствие следующее по алфавиту имя после имени последнего раздела жесткого диска. Например, если на жестком диске есть разделы С: и D:, то имя Е: будет присвоено оптическому диску. А при подключении флеш-памяти в списке логических дисков появится еще диск F:.

Имя логического диска, содержащего файл, является первой «координатой», определяющей место расположения файла.

Файловая структура диска

Современные операционные системы поддерживают многоуровневую организацию файлов на дисковых устройствах внешней памяти - иерархическую файловую структуру . Для облегчения понимания этого вопроса воспользуемся аналогией с традиционным «бумажным» способом хранения информации. В такой аналогии файл представляется как некоторый озаглавленный документ (текст, рисунок) на бумажных листах. Следующий элемент файловой структуры называется каталогом . Продолжая «бумажную» аналогию, каталог будем представлять как папку, в которую можно вложить множество документов, т. е. файлов. Каталог также получает собственное имя (представьте, что оно написано на обложке папки).



Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какой другой каталог, называется корневым каталогом.

В операционной системе Windows для обозначения понятия «каталог» используется термин «папка».

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом .

На дереве корневой каталог обычно изображается символом \. На рисунке 2.10 имена каталогов записаны прописными буквами, а файлов - строчными. Здесь в корневом каталоге имеются две папки: IVANOV и PETROV и один файл fin.com. Папка IVANOV содержит в себе две вложенные папки PROGS и DATA. Папка DATA пустая; в папке PROGS имеются три файла и т. д.

Путь к файлу

А теперь представьте, что вам нужно найти определенный документ. Для этого в «бумажном» варианте надо знать ящик, в котором он находится, а также «путь» к документу внутри ящика: всю последовательность папок, которые нужно открыть, чтобы добраться до искомых бумаг.

Чтобы найти файл в компьютере, надо знать логический диск, на котором находится файл, и путь к файлу на диске, определяющий положение файла на этом диске. Путь к файлу - это последовательность, состоящая из имен каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл. Вот всем знакомая сказочная аналогия понятия «путь к файлу»: «На дубе висит сундук, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - игла, на конце которой смерть Кощеева».

И наконец, необходимо знать имя файла. Последовательно записанные имя логического диска, путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла .

Если представленная на рис. 2.10 файловая структура хранится на диске С:, то полные имена некоторых входящих в нее файлов в символике операционной системы Microsoft Windows выглядят так:

C:\IVANOV\PROGS\progl .pas

C:\PETROV\DATA\task.dat

Просмотр файловой структуры

Операционная система предоставляет пользователю возможность просматривать на экране содержимое каталогов (папок).

Сведения о файловой структуре диска содержатся на этом же диске в виде таблицы размещения файлов. Используя файловую систему ОС, пользователь может последовательно просматривать на экране содержимое каталогов (папок), продвигаясь по дереву файловой структуры вниз или вверх.

На рисунке 2.11 показан пример отображения на экране компьютера дерева каталогов в ОС Windows.

В правом окне представлено содержимое папки ARCON. Это множество файлов различных типов. Отсюда, например, понятно, что полное имя первого в списке файла следующее:

E:\GAME\GAMES\ARCON\dos4gw.exe

Из таблицы можно получить дополнительную информацию о файлах. Например, файл dos4gw.exe имеет размер 254 556 байтов и был создан 31 мая 1994 года в 2 часа 00 минут.

Найдя в таком списке запись о нужном файле, применяя команды ОС, пользователь может выполнить с файлом различные действия: исполнить программу, содержащуюся в файле; удалить, переименовать, скопировать файл. Выполнять все эти операции вы научитесь на практическом занятии.

Коротко о главном

Файл - это именованная область внешней памяти компьютера.

Все необходимые действия над файлами обеспечивает операционная система.

Имя файла состоит из собственно имени и расширения. Расширение указывает на тип информации в файле (тип файла).

Иерархическая файловая структура - многоуровневая организация файлов на дисках.

Каталог - это поименованный перечень файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым. Он не вложен ни в какие каталоги.

Полное имя файла состоит из имени логического диска, пути к файлу на диске и имени файла.

Вопросы и задания

1. Как называется операционная система, используемая в вашем компьютерном классе?

2. Сколько физических дисководов работает на ваших компьютерах? Сколько логических дисков находится на физических дисках и какие имена они имеют в операционной системе?

3. Каким правилам подчиняются имена файлов в вашей ОС?

4. Что такое путь к файлу на диске, полное имя файла?

5. Научитесь (под руководством учителя) просматривать на экране каталоги дисков на ваших компьютерах.

6. Научитесь инициализировать работу программ из программных файлов (типа ехе, сот).

7. Научитесь выполнять основные файловые операции в используемой ОС (копирование, перемещение, удаление, переименование файлов).

ЕК ЦОР: Часть 1, глава 2, § 11. ЦОР №1,9.

Пользовательский интерфейс

Основные темы параграфа:

дружественный пользовательский интерфейс;

объектно-ориентированный интерфейс; объекты;

контекстное меню.

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов .

Определение 1

Файл – поименованная совокупность данных, записанных на носитель. Любой файл имеет имя, состоящее из двух частей, отделяемых точкой, - собственно имени и расширения. При задании имени файла желательно, чтобы оно указывало или на содержимое файла, или на автора.

Расширение указывает на вид информации, хранящийся в файле. Имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Рисунок 1.

Имя файла может содержать до $255$ символов, включая расширение. Имя файла может состоять из английских и русских букв, цифр и др. символов.

В именах файлов запрещено использовать знаки:

\ / * ? : “ | .

Расширение некоторых типов файлов:

Рисунок 2.

Кроме имени и типа параметрами файла также являются: размер файла, дата и время создания, значок (элементарный графический объект, по нему можно узнать, в какой среде создан файл или какого он типа).

Рисунок 3.

Классификация значков файлов

Рисунок 4.

Определение 2

Файловая структура – совокупность файлов и взаимосвязь между ними.

Одноуровневая файловая структура используется для дисков с небольшим количеством файлов и представляет собой линейную последовательность имен файлов.

Многоуровневая файловая структура используется, если на диске хранятся тысячи файлов, сгруппированных в папки. Многоуровневость подразумевает систему вложенных папок с файлами.

Каждый диск имеет логическое имя, обозначаемое латинской буквой со знаком двоеточия:

  • C:, D:, E: и т.д. – жесткие и оптические диски,
  • А:, В: - гибкие диски.

Папкой верхнего уровня для диска является корневая папка, которая в OS Windows обозначается добавлением к имени диска значка «\», например, D:\ - обозначение корневой папки.

Пример файловой структуры :

Рисунок 5.

Каталог - это папка или директория, куда помещают файлы и другие каталоги.

Каталог, который не является подкаталогом ни одного другого каталога , называется корневым . Такой каталог находится на самом верхнем уровне иерархии всех каталогов. В Windows каждый из дисков имеет свой корневой каталог (D:\, C:\, E:).

Каталоги в OS Windows делятся на системные и пользовательские. Пример системных каталогов: «Рабочий стол», «Сетевое окружение», «Корзина», «Панель управления».

Рисунок 6. Системные каталоги OS Windows

Слева направо: системная папка

Корзина, папка Мои документы, ярлык к папке Мои документы

Каталог и папка физически одно и тоже.

Путь к файлу – это его адрес.

Путь к файлу всегда начинается с указанием логического имени диска (D:\, C:\, E:), затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней папке содержится нужный файл. Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла, например: D:\Мои документы\Литература\Сочинение.doc полное имя файла Сочинение.doc.

Рисунок 7. Дерево каталогов и файлов

Схематично файловую структуру диска представляют в виде дерева.

Рисунок 8. Файловая структура диска Z:

  • Z:\box\box1 – полное имя папки (каталога) box1
  • Z:\box\box.txt – полное имя файла box.txt
  • Z:\box\box2\box3\box1 - полное имя папки (каталога) box1
  • Z:\box\box2\box3\box.txt - полное имя файла box.txt

Можете дважды щелкнуть на значке папки, после чего запустится проводник и покажет вам содержимое выбранной папки (см. рис. 21.1).

Когда вы дважды щелкаете на значке файла, запускается программа, создавшая этот , и показывает его содержимое. Хотя на самом деле это может быть и не та программа, что создала файл. Например, графические файлы можно открывать с помощью специальной программы для их просмотра, а не программы редактирования графики, которая их создала.

Когда вы открываете программный файл, запускается программа.

Открыв папку, вы увидите в окне этой папки ее содержимое. Можно настроить Windows таким образом, что каждая папка будет открываться в своем окне. Вот как это можно сделать.

1. В окне папки выберите Сервис=>Свойства папки.

Появится диалоговое окно Свойства папки.

2. На вкладке Общие выберите пункт Открывать каждую папку в отдельном окне.

3. Щелкните на ОК.

Когда закончите, не забудьте закрыть окна всех папок.

Просмотр древовидной структуры

Самое трудное в работе с папками и файлами - организовать их в нечто, что компьютерные специалисты называют древовидной структурой. Древовидная структура хорошо видна в левой части окна программы Проводник. Эта область окна называется Папки (см. рис. 21.1). Если вы не видите этот список, щелкните в панели инструментов на кнопке Папки. Или выберите в меню пункты Вид^Панели Обозревателя^Папки.

С помощью мыши вы можете быстро отыскать в древовидной структуре любую папку, если, конечно, знаете, где ее искать. После щелчка на папке ее содержимое выводится справа в окне.

Щелкнув на знаке «+» (плюс) напротив соответствующей папки, вы можете увидеть все ее вложенные папки, т.е. ветвь древовидной структуры.

Щелкнув на знаке «-» (минус) напротив папки, вы закроете соответствующую ветвь древовидной структуры.

Как скрыть древовидную структуру

Когда панель Папки закрыта, в окне программы Проводник выводится список задач для файлов и папок, как показано на рис. 21.2. В этом списке перечислены основные операции с файлами в данной папке, переходы в другие каталоги компьютера и другие аналогичные задачи.

Список задач зависит от типа просматриваемой папки, выделенного файла и его типа.

Обратите внимание, что любую из панелей задач можно вывести на экран или скрыть щелчком на значке со стрелкой.