Лучшие программы для верстки журналов и газет. Обзор бесплатных программ для издательства (создание макета печати) Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций

17.03.2023 Windows Server

Вступление

Основной целью данной письменной экзаменационной работы является раскрытие темы верстки книг а именно:

Виды верстки в полиграфии

Создание макетов верстки книг

Основные элементы оригинал макета

Концепция и правила верстки книг

Основные программы верстки

Также я включила в свою экзаменационную работу объяснение понятия « компьютерная верстка» в целом.

Основная часть

Компьютерная верстка

В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п.

По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Adobe FrameMaker, Microsoft Publisher и QuarkXPress, а в настоящее время Adobe InDesign (преемник Adobe PageMaker). Из свободного программного обеспечения можно выделить систему Scribus. Альтернативу визуальным программам составляют системы языков компьютерной вёрстки, такие как LaTeX или Lout.

В полиграфии и издательском деле верстка – это процедура формирования страниц (полос) издания с помощью компоновки текстовой и графической информации на этих страницах.
В эпоху докомпьютерного набора верстка журналов, книг и т.д. делалась вручную: на линотипе или монотипе набирался текст, к которому добавлялись иллюстрационные клише и далее, эти элементы оформлялись пробелами и линейками при помощи вспомогательных инструментов.
Бурное развитие цифровых технологий в настоящее время привело к тому, что верстальщики для работы стали использовать компьютеры и работать в специальных верстальных программах.

Что такое современный графический дизайн и верстка макета? Логотипы и плакаты, рекламные каталоги, листовки и буклеты, страницы сайтов – все это, подходит под определения графический дизайн и верстка макета. Графический дизайн – это образ вашей компании, то, как Вас будут воспринимать ваши потенциальные клиенты. Поэтому графический дизайн и вёрстка издания должны создаваться индивидуально и эксклюзивно. Только тогда именно Ваша компания будет выгодно отличаться от конкурентов. Графический дизайн предполагает индивидуальный подход и должен вызывать у потенциальных клиентов исключительно приятные впечатления и положительные эмоции.

Когда текстовый и иллюстративный материал будущего полиграфического продукта собраны, концепция издания утверждена, главные дизайнерские идеи воплощены и утверждены заказчиком – приходит очередь специалистов-верстальщиков. Любая полиграфическая продукция переходит из разряда визуализированной идеи в уже понятный материал для последующего изготовления именно в процессе верстки.

Верстка однополосных (визитки, листовки, плакаты) и многополосных (брошюры, журналы, каталоги) изданий, то это, как правило, труд не одного человека.

·дизайнер или арт-директор предоставляет макет шаблона верстки.
Если издание имеет различные категории или рубрикаторы, то предоставляется шаблон всех разных вариантов;

·фоторедактор предоставляет изображения (фото или другие иллюстрации) в разрешении, необходимом для качественного отображения при печати;

·редактор предоставляет текстовые материалы в каталог, а так же раскладку по полосам всех материалов каталога;

·корректура вносит необходимую грамматическую и синтаксическую правку.

Только после этого начинается работа верстальщика. Это - последовательная компоновка всех предоставленных материалов и утверждение (часто по частям) получающегося материала. Именно в задачу верстальщика входит внесение текстовых и иных правок в уже собранный материал.
Затем финальный, окончательно скомпонованный материал попадает на полное утверждение к заказчику. После согласования начинается подготовка к печати.
Часто на данном этапе подключается специалист по препрессу, который дорабатывает иллюстрации, конвертирует в единый цветовой формат (обычно CMYK, возможно с использованием цветов Pantone) и проверяет правильность шрифтов.
Финальная вычитка и финальное утверждение дают файл, который максимально защищен от всяких ошибок вывода печатного макета.

При этом требуется особое внимание и ответственность всего коллектива, работающим над продуктов (верстальщика, корректора, менеджера по печати и менеджера всего проекта), чтобы не допустить даже при видимой правильности прохождения процесса написания печатного файла могут произойти программные сбои.

Различают книжную, газетно-журнальную, акцидентную вёрстку в издательском деле и вёрстку веб-страниц в веб-дизайне. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Таким образом, современная компьютерная вёрстка - это сложный творческий и технологический процесс, который заключается в оптимальном формировании электронных полос издания при помощи новейших средств компьютерного программного обеспечения .

Необходимо помнить, что любая полиграфическая продукция с Вашим логотипом, контактными данными, изображениями видов товара или услуг – это лицо Вашей компании.
Качество полиграфической продукции, будь то визитки, листовки, буклеты, плакаты, журналы или каталоги – напрямую влияет на узнаваемость Вашего бренда, формирование имиджа компании, впечатления о Вас и вашей деятельности у потенциального потребителя или делового партнёра. А значит и на увеличение объёмов продаж товаров или услуг и эффективность работы компании в целом.

Верстка книг

Приступать к такому процессу как верстка книг нужно после того, как обдуманы ее общий вид и все основные элементы. Верстальщик должен хотя бы примерно представлять, что получится в результате его работы. Редко верстальщику приходит абсолютно продуманный макет, не требующий решения локальных задач верстки. Чаще книга до верстки выглядит как файл Word и разложенные по папкам фотографии. В этом случае при разработке макета стоит полагаться на опыт и собственное чувство гармонии. Ведь нужно создать такой макет для верстки книг, который не только соответствовал бы правилам верстки, но и удовлетворял бы требованиям заказчика.

Помимо работы с текстом, верстальщик (дизайнер-верстальщик) принимает решения о расположении каждой иллюстрации в тексте, причем находит единственно верное для данной верстки. Цель - сделать издание, во-первых, удобочитаемым, во-вторых, стилистически грамотным, в-третьих, необходимо соблюсти все требования правил верстки, которые и направлены на логическую завершенность всех элементов книги, из чего, собственно, и складывается та самая удобочитаемость. В процессе верстки приходится дорабатывать и адаптировать макет под свои нужды. Однако на печати книга должна быть грамотно сверстана, независимо от удобства для верстальщика.

Верстка книг представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:

·Композиционные требования обеспечивают единство технической и информационной совместимости - соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.

·Гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и пр.

· Требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.

Верстка книг - это совокупность выполнения всех указанных требований.

Виды верстки

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду издания:
книжно-журнальная верстка. Верстка журналов , особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.

Газетная верстка. Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.

Акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор). Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колонлинейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий - проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм - пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды «мелочей».

2. По конфигурации материалов:

Прямая (каждый материал - прямоугольник, колонки одинаковы по высоте). Такая верстка выглядит строго и используется чаще всего в верстке литературно-художественных изданий, учебников, некоторых видах газет и журналов. Прямая верстка спокойнее и проще ломаной в восприятии читателями, имеет сдержанный характер.

Ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте). Этот вид верстки более сложный в исполнении, но таким образом достигается динамика публикации. Используется в основном в газетах, на страницах модных журналов и т.д

3. По расположению материалов относительно центра полосы - вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.

Верстка книг , журналов, газет бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

4. По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

5. Расположению текстового и иллюстративного материала:

·открытая - изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы;

·закрытая - изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами;

·глухая - изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами;

·вразрез - текст, потом фото, потом опять текст, т.е. фото делит текст на части;

·в оборку - иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает текст;

·на полях - небольшие изображения располагаются на полях.

Концепция верстки

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает существенное влияние на создание определенной формы издания. Поэтому стиль оформления, наряду с текстом и иллюстрациями, следует рассматривать в качестве исходного компонента верстки.

Верстка журналов и верстка газет отличаются по требованиям к монтажу печатных полос, исходя из предназначения печатного издания. При верстке журналов, газет и другой прессы текст верстается в одну, в две, три и более колонок. Верстка книг чаще всего производится в одну колонку.

Исходя из функций верстки, она должна отвечать строгим требованиям дизайна и обеспечивать определенные моменты:

·наиболее выгодную композиционную структуру издания. То есть с помощью верстки необходимо создать максимально удобное в пользовании издание. Верстка наглядно демонстрирует структуру и композицию страниц издания, определяет какие компоненты текста или иллюстраций являются главными, а какие второстепенными;

·компактное расположение материалов на странице и максимальное использование полезной площади бумаги;

·эстетический, привлекательный и выразительный внешний вид будущего печатного издания. Она должна обеспечить пропорциональное отображение элементов на оттиске, подчеркнуть их графическое единство, чтобы изделие полиграфической промышленности воспринималось как одно целое, органично и четко разделенное на блоки, удобные для чтения и восприятия человеческим глазом.

Программы для верстки

Электронная верстка осуществляется с помощью различных программ. Их представлено на рынке несколько. Выбор в пользу какой-либо зависит от исторически сложившегося опыта и личных предпочтений. Наиболее распространенными из них являются программы для подготовки многостраничной верстки:

·продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign),

·Corel Ventura Publisher,

Считается, что у каждой из них своя специализация. Например, FrameMaker, Ventura Publisher, TeX больше ориентированы на автоматизацию оформления сложных структур текста, нередко насыщенного таблицами, формулами, ссылками, в то время как PageMaker, InDesign и XPress рассчитаны на работу с иллюстрациями, т.е. используются в акцидентной (рекламной и др.), журнальной, книжной верстке.

Сложно поверить, но есть еще издания, которые на профессиональном уровне верстаются в MS Word. С помощью специальных надстроек, эту программу можно адаптировать под верстку, которая выполняет работу над текстом, практически дублируя функции PageMaker, XPress или InDesign. Верстать можно и в Word, если это удобно верстальщику, просто большая часть специалистов признаёт это непрофессиональным. Ведь удобные программы, специально созданные для верстки, уже изобретены!

Существует достаточно точек зрения на тему того, какая программа идеально подходит для такого процесса как верстка книг . Основными конкурентами являются, конечно, InDesign и XPress. Ярые сторонники есть и у той, у другой программы для верстки. Однако большинство профессиональных верстальщиков сходятся на том, что пока ничего лучше InDesign для верстки книг не изобрели.

Профессиональные верстальщики даже могут определить по отпечатанной книге, в какой программе книга версталась. Так это или нет - пусть останется на совести гуру верстки. Книга ориентирована в конечном итоге на читателя, поэтому начиная работу над книгой, необходимо думать об его удобстве.

Создание макета для верстки

Успех задуманной книги большей частью определяется грамотным подходом к созданию файла верстки, вне зависимости от того, в какой программе он будет сделан. Перед началом работы будет лучше ознакомиться с текстом будущей книги. Читать внимательно всю книгу нет смысла, однако иметь общее представление, о чем будет книга, к какому типу и виду литературы будет относиться, необходимо для того, чтобы определить элементы ее оформления при верстке. Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги - рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д.

Макет - это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет - это основа верстки. Создание макета верстки предполагает наличие повторяющихся элементов (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки книги. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.

При продумывании композиции книги необходимо не забывать правило золотого сечения, но применять его условно, в зависимости от конкретных задач и возможностей.

Существует много пропорций страницы, т.е. линейных отношений ширины к высоте. При подготовке макета к верстке в основном используются следующие:

·геометрически определимые иррациональные пропорции 1:1,41 (отношение стороны квадрата к его диагонали); 1:1,538; 1:1,618 (золотое сечение); 1:1,732

·простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8 (приближено к золотому сечению), 5:9. Остальные пропорции являются случайными.

Хотя и необъяснимо, но доказано, что человеческий глаз воспринимает плоскости, имеющие геометрически ясные пропорции более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями.

Правило золотого сечения или деления основывается на том, что глаз особенно легко и приятно воспринимает пропорции, при которых большой отрезок линии относится к меньшему отрезку, как вся линия к большому отрезку, именно, (А+В):А=А:В. При этом, если В, т.е. меньший отрезок равен 1, то А равно приблизительно 1,61. ценность в том, что оно соответствует физиологическим условиям глаза, видящего в бока лучше, чем вверх и вниз; поэтому, например, рисунок литеры может быть для меньшего напряжения глаза сжат в ширину и удлинен в высоту, страницы книги - тоже. Но точное, абсолютное применение этого закона не диктуется, в сущности, никакими условиями физиологии глаза или эстетики.

Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги - в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении, в выборе низкокачественной бумаги, - дизайнер-верстальщик может безвозвратно испортить общее эстетическое впечатление о книге. Этика верстальщика предполагает одинаково внимательное отношение, как к незначительному произведению, так и к большой и сложной книге.

Главная цель, преследуемая при подготовке к верстке - создание такого макета, с помощью которого книга получится понятной и удобной для чтения. Если напечатанное с трудом читается или требует дополнительных усилий, то такая верстка книг будет неприемлема. В отношении верстки книг всегда стоит придерживаться классической простоты, т.к. главная цель книги - донести мысли автора до читателя, а не служить неоправданным амбициям верстальщика.

Конечно, рассуждать о лучшей программе для вёрстки – это всё равно что пытаться доказать дальтонику, что дерево зеленое… Ну или что-то похожее на это:) Конечно, для каждого свои лучшие программы для вёрстки. Кто-то предпочитает использовать Adove Dream… (даже боюсь произносить это слово), а кто-то пишет в терминале через vim. Это всё субъективно. И вот небольшая порция моего субъектива:

Лучшие программы для вёрстки

Кандидат 4. Brackets
Кроссплатформенный
Бесплатный.
Удобно, есть автокомплит, и встроеный сервер, который позволяет видеть изменения прямо на лету (даже обновлять страницу браузера не нужно). Довольно туговато работает, зато есть автокомплит (или даже не знаю как это назвать, стилей) находясь на конкретном элементе, можно писать его стили в инлайн, а они попадут в CSS файл. То есть писать удобнее, а сохраняет правильнее. 5 место потому, что туговато работает.

Кандидат 3. Coda

Платформа: Mac
Платный.
Удобно, всё включено. Есть и FTP и поиск по файлам, и многое многое другое. Но он больше подходит для новичков. Слишком больше количество наворотом заставляет редактор вылетать если в нём открыто сразу 20+ файлов. Но они же мне все сейчас нужны! Почему ты это делаешь? Тем не менее, когда нужно быстро исправить что-то по FTP, беру и использую его, потому, что здесь одно из самых удобных на Mac представлений файлов на FTP.

Кандидат 2. Atom
Кроссплатформенный.
Бесплатный
Вроде всё хорошо. И работает, и есть FTP, и многострочное выделение и дополнения есть. Но по личному ощущению, что-то сейчас сломается и перестенет работать. FTP время от вермени падает (может сервер, может редактор). В общем ощущения противоречивые.

Победитель: Sublime Text
Кроссплатформенный
Условно-бесплатный

Очень гибкий редактор. Есть мульстистрочное выделение и редактирование (позволяет выбрать сколько угодно строк в разных частях документа и все одновременно изменить). Есть автозавршщение html тэгов – пишешь div.black + Tab, получаешь

– удобно. Одной из основных плюшек я считаю Package Control, через который можно добавлять сторонние плагины из общей библиотеки. Тут тебе и GIT коммиты, и FTP тоже есть (хоть и урезанный или платный). Темы оформления. Один из самых гибких по настройкам редактор. Есть даже индексирование проекта и подсказки по PHP неймспейсам и классам.

Говорю сразу - существует только две программы для разработки, верстки, создания газеты, журнала, буклета и т.п.:

Quark Xpress

Не особо я знаком с историей этой компании, но программа неплохая. До сих пор газеты и журналы используют 4-ю версию (сейчас уже существует 8-я версия), из-за простоты. Поддержка русского НЕ встроена и ее надо устанавливать отдельно, и к каждой версии свою. Без дополнительных установок не будут работать переносы слов,

а при верстке журнала и газеты без переносов слов ничего не получится, так что, если собираетесь верстать свою газету или журнал в домашних условиях, Quark лучше не использовать - сильно много придется доустанавливать, и это потребует дополнительных знаний и времени.

Adobe Indesign

Adobe Indesign (Индизайн) - программа от динозавра рынка ПО, создавшего Photoshop. Предшествующая программа называлась PageMaker. Возникают проблемы при установке, конечно, и каждый раз какие-то новые , но — это лучшая программа в своем роде. Русский язык встроен, это я про возможность переноса слов. Я начал работать в Indesign уже классно зная Quark (мог работать, практически, без мышки - на клавиатуре), и даже этот момент был учтен создателями: в Indesing можно установить клавиатурные сокращения из Quark Exrpress 4.0 (правда, похожие только приблизительно, но быстро привыкаешь).

Чтобы все эти программы устанавливались и хорошо работали - необходимо навести порядок со шрифтами. Для этого устанавливается какой-нибудь (самый известный - Adobe Font Manager). «Битые шрифты » попадаются довольно часто, частенько битым шрифтом оказывается Arial (одни из основных в Windows). То есть глазами это, естественно, не видно - шрифт себе и шрифт, прекрасно работает в Word, например, но какие-то символы некорректно «нарисованы» и Indesign просто не устанавливается или не запускается после установки.

Ну и самое главное! Программы для верстки газет и журналов (кстати, в Quark Express и Indesign можно собирать любые макеты для печати: флаера, афиши, брошюры, буклеты ) это программы для работы с текстом но не с фото, или для компоновки текста и фото. Эти программы не имеют инструментов для редактирования фотографий, поэтому еще, как минимум, одна обязательная программа - это Adobe Photoshop, в ней подготавливается вся растровая графика для вашего издания.

Рис. 4.2 Рис. 4.3: а - правильно, б - неправильно, «форточка» должна быть закрыта Рис. 4.4 Общая укрупненная технологическая схема подготовки изданий к производству и изготовления продукции Рис. 4.5. А - гнездо для метки печатника, Б - метка в корешке для контроля комплектовки блоков, В - метка в головке для контроля фальцовки, Д - метка, используемая при печати

Верстка - одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки основной, дополнительный и вспомогательный текст устанавливается (завёрстывается) на определенном месте полосы и объединяется с иллюстрациями.

Полосы издания после этого приобретают завершенный вид.

От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки: верстка простого (сплошного) текста; верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами; верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения).

В настоящее время верстка выполняется с использованием верстальных программ, но с соблюдением всех правил.

Особенностью верстки в верстальной программе является то, что программа рассматривается как приемник текстовых и изобразительных файлов, подготовленных в других программах, и располагающий средствами интерфейса для их размещения в границах полос и колонок.

В основном используются программы вёрстки: PageMaker, QuarkXPress и InDesing.

В PageMaker вёрстка основана на непосредственном размещении текста и графики в границах полосы набора или колонки. В QuarkXPress текст и изображения помещаются в графическую рамку (фрейм), которая затем размещается в рабочей области, имитирующей стол. Рассмотрим некоторые технологические особенности указанных верстальных программ.

Программа QuarkXPress предназначена в большей степени для сложной цветной верстки с иллюстрациями, так как обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими программами. Помимо верстки она осуществляет цветоделение, позволяет создавать векторные иллюстрации, писать текст по заданным кривым, использовать разнообразные стили. Программа обеспечивает возможность легко управлять взаимным расположением блоков текста и иллюстраций на полосе, включая наклонное расположение, поворот и «перетекание» текста из блока в блок. Может быть использовано различное цветовое оформление текста и отдельных геометрических элементов. Разнообразен выбор размещения и кадрировки иллюстрации. Программа оснащена удобными средствами для контроля использованных шрифтов и иллюстраций; приспособлена для вывода на различные выводные устройства, имеется возможность создавать текст, идущий по кривой Безье, рамки для текста произвольной формы, обтекание текстом любого контура. В PageMaker форму обтекания приходится создавать вручную.

Недостатком программы PageMaker является отсутствие средств сбора информации о шрифтах и иллюстрациях, использованных в публикации. Более серьезная проблема - зависимость разбиения текста на строки и страницы от используемого драйвера принтера, в связи с тем, что все размеры программа вычисляет с точностью, определяемой разрешением принтера.

В QuarkXPress число колонок на странице меняется путём ввода нового значения в палитру Measurements. В PageMaker приходится вручную добавлять или удалять колонки и заново вводить текст.

Создав совершенный документ QuarkXPress, можно эффективно пользоваться его параметрами для новых текста и графики, сохраняя при этом способность легко видоизменять оформление. В PageMaker всякий раз приходится начинать практически заново. Отчасти работу облегчают страницы шаблонов, помогающие создавать базовый оригинал-макет. Но шаблоны QuarkXPress превосходят шаблоны PageMaker тем, что позволяют легко менять каждый элемент верстки - будь то компонент шаблона, библиотеки или документа-образца.

Одно из преимуществ PageMaker перед QuarkXPress по части вёрстки состоит в использовании слоев, которые позволяют создавать несколько документов в одном. Благодаря возможности включать и выключать отдельные слои можно, например, создавать многоязычные документы (текст на каждом языке располагается в своем слое), добавлять технические замечания (каждое в своем слое) или ускорять печать, собрав всю графику в отдельном слое и выключив его при выводе пробных распечаток.

В QuarkXPress есть возможность преобразования текста в изображение и текстовые рамки, а также возможность объединять несколько рамок. В PageMaker этого нет.

QuarkXPress позволяет вырезать сложные фрагменты изображения прямо в QuarkXPress, не прибегая к помощи графических редакторов. Такие фрагменты, как и те, что загружаются в форматах EPS и TIFF, полностью редактируемы. PageMaker не располагает аналогичными функциями.

QuarkXPress позволяет создавать свои собственные линии и пунктиры для рамок и предлагает стрелки для концов линий, в PageMaker можно лишь выбирать из набора готовых линий и пунктиров с переменной толщиной.

QuarkXPress лучше управляет полутонами и цветовым балансом благодаря средствам регулировки цветов оригинал-макета. Однако большинство пользователей редко меняет цветовой баланс изображений, импортированных в программы верстки, предпочитая выполнять подобную работу в Adobe Photoshop.

PageMaker определённо превосходит QuarkXPress по возможностям импортирования графики. Он поддерживает намного больше популярных форматов файлов. В числе форматов, поддерживаемых только в PageMaker, - такие как AutoCAD, CorelDraw.

PageMaker лучше, чем QuarkXPress, манипулирует растровыми изображениями благодаря своей способности применять к ним фильтры Photoshop.

Как QuarkXPress, так и PageMaker предлагают мощные средства создания цветов и используют одну и ту же схему управления цветами - Kodak.

В большинстве задач оформления текста обе программы эквивалентны. Они предлагают мощные средства управления кернингом и тренингом, а также втяжками, отступом и интерлиньяжем. В обеих можно точно регулировать положение нижнего и верхнего индексов (хотя PageMaker позволяет делать это в каждом абзаце отдельно, тогда как QuarkXPress предлагает более ограниченные средства управления на уровне всего документа). QuarkXPress обеспечивает более высокую точность позиционирования.

В QuarkXPress отсутствует фиксированный широкий пробел.

Ширина круглой шпации (em-space) равна кеглю шрифта, ширина полукруглой шпации (en-space) в два раза меньше, а ширина тонкой шпации (thin space) в четыре раза меньше кегля шрифта. Эти символы-пробелы позволяют задавать интервалы нужных размеров без табуляторов, но самое важное то, что эти пробелы относятся к фиксированным (fixed space), которые не изменяются в процессе выключки строк, что необходимо в случае использования круглой шпации для отбивки подзаголовка, набранного в одной строке с текстом, к которому он относится. Фиксированные пробелы в виде полукруглой используются при наборе заголовков отдельными строками и стихотворного текста.

В QuarkXPress отсутствуют средства автоматизированного составления оглавлений, индексов, нумерации заголовков, но имеется возможность создания элементов оформления полос, автоматически повторяемых на каждой странице. Автоматизация проверки орфографии и использование правил переносов осуществляется расширением Unispell фирмы Maximum.

В PageMaker имеется простой текстовой редактор, позволяющий работать с текстом в отдельном окне, регулируя кегль и шрифт без изменения действующих атрибутов. Кроме того, PageMaker предлагает больше возможностей по редактированию текста. Например, он позволяет выполнять поиск и замену по цвету текста, оттенку, горизонтальному масштабу, величине втяжек и отступов, чего нет в QuarkXPress. Хотя эти функции обычно задаются через таблицы стилей, PageMaker, в отличие от QuarkXPress, предлагает возможность управлять ими независимо от стилей.

PageMaker лучше поддерживает импорт текста, позволяя вставлять текст из Microsoft Excel и HTML. QuarkXPress не поддерживает эти форматы.

В программе PageMaker имеется возможность автоматизированного составления оглавлений, индексов, нумераций, заголовков.

Слабым местом обеих программ остается редактирование таблиц. В программе PageMaker имеется отдельная утилита редактирования таблиц, но она не интегрирована с программой и требует, чтобы таблицы экспортировались как графика - это делает их нередактируемыми на стадии верстки, и в случае каких-либо изменений приходится переформатировать все таблицы и экспортировать их заново. В программе QuarkXPress нет редактора таблиц.

В QuarkXPress имеются таблицы стилей для фрагментов текста. С их помощью можно форматировать не весь абзац, а только выделенный текст. У PageMaker такие таблицы отсутствуют. QuarkXPress предлагает несколько возможностей, отсутствующих в PageMaker. Например, в QuarkXPress есть функции оформления страниц, такие как вертикальная выключка, используемая при верстке газет; встроенное автоматическое создание буквицы и возможность привязки текста к опорной сетке.

Система макетирования PageMaker представляет возможность перед версткой выполнить проект оформления, т.е. сделать несколько приблизительных эскизов расположения текста и иллюстраций на полосе с выводом на экран монитора. Текст при этом изображается в виде заштрихованных прямоугольников, а иллюстрации - в виде темных прямоугольников. Текст и иллюстрации можно переставлять и двигать по экрану. Эта возможность может быть использована особенно полно при изготовлении эскизов издательской акциденции и акциденции малых форм, так как вручную построение эскиза довольно сложно и трудоемко.

Разработка сетки размещения фрагментов на страницах публикаций помогает в дальнейшем выдерживать один стиль оформления; при этом можно создать сетку размещения для каждой страницы или на шаблонной странице (для создания шаблонной страницы можно использовать полосы расчетного макета).

Кроме рассмотренных основных технологических возможностей программ, используемых для верстки, следует отметить еще некоторые достоинства и недостатки сравниваемых программ. В PageMaker присутствует функция изменения межсловных пробелов, что бывает необходимым при компенсационной правке сверстанных книжных полос.

К числу недостатков программы PageMaker следует отнести автоматическое округление значений до десятых, при переводе из одной системы измерений в другую, что повышает погрешность; необходимость закрепления линий модульной сетки в связи с их подвижностью, что может привести к нарушению приводности; многоступенчатость операций, т.е. использование различных команд для задания каких-либо атрибутов для текста или заголовка. В QuarkXPress все связанные команды собраны в одну, т.е. с помощью одного диалогового окна «Modify» можно задать и обтекание объекта текстом, и рамочку для объекта, т.е. задать все необходимые атрибуты сразу. В указанной программе возможна привязка иллюстраций к тексту с сохранением функции задания отбивок; повторяющиеся элементы, расположенные на шаблонной странице, легко изменяются и двигаются на полосе издания, что может нарушить единообразие верстки.

Указанные дополнительно положительные и отрицательные свойства сравниваемых программ еще раз подтверждают способности программ для верстки разных видов изданий.

В области Web-издательской деятельности PageMaker обладает преимуществом - экспорт документов в формат Adobe Portable Document Format (PDF). Многие применяют формат PDF для подлежащих распечатке онлайновых документов, таких как формы, техническая документация или резюме, а также для документов, которые нужно быстро сохранять в архиве. У PageMaker простое меню команд экспорта, и он позволяет сохранять все ссылки внутри документа. У QuarkXPress опции экспорта в PDF могут быть доступны только при подключении соответствующих плагинов (XTension).

Обе программы позволяют автоматически собирать некоторые файлы, связанные с документами (например, рисунки). Однако QuarkXPress всё же не способен автоматически подбирать нужные шрифты или проверять целостность файлов. Эти функции выполняют несколько интегрируемых модулей, таких как Preflight Pro от Extends Flight и Check Pro от Markzware.

Как PageMaker, так и QuarkXPress имеют одинаковый формат файлов для своих версий Маc ОС и Windows.

Архитектура интегрируемых модулей QuarkXPress, несомненно, намного более развита. Для QuarkXPress существуют сотни таких модулей (XTensions), а для PageMaker - лишь несколько. Модули XTensions позволяют приспосабливать QuarkXPress к конкретным задачам, а диапазон их функций простирается от простых средств экономии времени до мощных узкоспециальных инструментов. Этим способом пользователи эффективно модернизируют QuarkXPress. Так как XTensions подключаются к интерфейсу QuarkXPress, они выглядят и действуют как часть программы.

В каждой из программ присутствуют единицы измерений, основанные на размере дюйма (англ.), равного 25,4 мм; миллиметры; цицеро, равный 12 п = 4,51 мм и picas, равная 12 points = 4,23 мм. Так как кегль набора и интерлиньяж измеряются в points, все измерения по высоте полосы выполняются в points или в picas, а выдерживаются в строках. Измерения по ширине полосы выполняются в системе Дидо (цицеро) или в метрической системе. Перевод измерений из системы Дидо в англо-американскую (picas), который производится через метрическую систему, несет двойную погрешность, поэтому практически не используется.

С учетом вышеизложенного краткого анализа технологических возможностей рассмотренных программ, можно считать, что программа PageMaker ориентирована на профессиональную традиционную книжную верстку, a QuarkXPress больше подходит для сложной верстки с цветными иллюстрациями и поэтому чаще используется при верстке массовых иллюстрированных журналов и газет, иллюстрированных изданий со сложной версткой, рекламных буклетов и других подобных видов полиграфических изданий.

Интерфейс InDesing внешне очень напоминает Adobe Illustrator и Adobe Photoshop, вплоть до инструментов, палитр и команд. Это объясняется тем, что в исходном коде всех этих программ много общих блоков. Импортировать файлы Photoshop или перенести файлы Illustrator в документ InDesing можно через буфер обмена, после чего сохранить готовый макет в файле PDF. А поскольку файлы PDF сами являются объектно-ориентированными, вносить последние изменения можно непосредственно в них.

InDesing открывает также документы, созданные при помощи PageMaker и QuarkXPress.

Гибкость InDesing распространяется и на импорт объектов в программу, позволяя выбрать либо подход в стиле QuarkXPress на основе фреймов, либо свободный метод, принятый в PageMaker. Но, в отличие от QuarkXPress, в InDesing существует только один тип фрейма, который подходит для размещения как текста, так и графики. В InDesing имеется возможность использования операции разгонки строк (спейсинг), которая может быть использована при верстке журнально-газетных изданий и акциденции.

Текстовой редактор Word, который первоначально разрабатывали для оформления деловой акциденции, в процессе совершенствования приобрел ряд свойств, позволяющих ее использование для набора и верстки объемных изданий с включением сложного текста, таблиц, формул и графического материала. В пакет Word для Windows входят такие программы, как Microsoft Graph, Microsoft Word Art, Equation Editor, которые расширяют технологические возможности Word при оформлении технических изданий. Эти программы в состоянии создавать объекты, которые можно включать в документ с помощью Word для Windows. Обмен данными между этими программами и текстовым редактором Word для Windows осуществляется с помощью технологии OLE (Object Linking and Embedding - связь и внедрение объекта).

Благодаря графическим фильтрам, легко считываются файлы в формате битовой или векторной графики, что позволяет использовать объекты, созданные в формате векторной графики (WMF - Windows Meta File), например, фирменные знаки, диаграммы, графики, рисунки или «рисовать» линии, круги, рамки и т.п. непосредственно внутри текста. Учитывая вышеизложенное, технические издания, содержащие формулы, таблицы, диаграммы, графики и т.п. легче набирать и верстать в Word для Windows.

В настоящее время пакет программ Word применяют также для верстки книг, литературных журналов, информационно-справочных изданий с одинаковой структурой текста по всей публикации. Программа позволяет управлять форматом полосы набора и количеством верстаемых полос, задавать гарнитуры шрифтов и начертания, управлять выключкой строк, регулировать межстрочные интервалы и отбивки абзацев текста друг от друга. В программе Word можно создавать библиотеки стилей оформления изданий, с помощью которых можно быстро изменить параметры верстки всего издания.

В процессе верстки может выполняться автоматическая нумерация заголовков, создание оглавлений, установка колонтитулов, проверка грамматики, использование переносов с ограничением числа переносов подряд.

Однако, в программе Word для Windows невозможен автоматический трекинг, а попытка запрета больше трех переносов подряд вызывает еще большее увеличение межсловных пробелов.

В последних версиях Word учтены и в основном исправлены такие недостатки, как жесткая зависимость от принтера и неумение выводить зеркальные и негативные изображения; использованы возможности формирования и заверстки таблиц, формул.

Программа Word по сравнению с программами QuarkXPress и PageMaker наименее требовательна к ресурсам компьютера.

Основные правила книжной верстки следующие:

  1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблиц, заголовков, сносок, формул и т.д.) рассчитывается какое количество полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.
  2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу набора.
  3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.
  4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки разных уровней, сноски, таблицы, формулы, иллюстрации и подписи под ними, колонтитула, колонцифры и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь одинаковую отбивку по всему изданию. Допустимые отклонения с учетом приводности верстки не должны превышать 2 pt.

Документация для верстки

Техническая документация к книжно-журнальной верстке может быть в виде:

  1. оригинала, размеченного к набору и верстке;
  2. размеченных отпечатков, предназначенных для первой корректуры;
  3. макета (графического, расчетного, выклейного), выполненного с учетом модульной сетки.

Простые и усложненные тексты верстают в основном по размеченному оригиналу. При наличии расчетного макета, который можно изготовить на стадии редактирования, верстка значительно облегчается. В макете точно рассчитано число строк основного текста на полосе, указано окно для заверстки заголовков, таблиц, выводов, формул, иллюстраций, размер спуска в начальных полосах. В спецификации и оригинале указывается формат полос, отбивки, вид и кегль колонцифр и колонтитулов, кегль и расположение нормы и сигнатуры, вид заверстки заголовков и других элементов. В спецификации отмечаются также особые виды оформления.

Распечатки, предназначенные для корректуры, размечаются так же, как оригинал, но это уже более точный документ для верстки, чем размеченный оригинал. К размеченным распечаткам прикладывают расклейку с ксерокопий иллюстраций с необходимыми указаниями. Иногда к размеченным распечаткам прикладывают эскизные графические макеты. По размеченным распечаткам и по макету верстают усложненные тексты изданий.

Макетирование - это верстка, выполненная на бумаге. Наличие макета значительно облегчает верстку. Макеты подразделяются на графические, выклейные и расчетные.

В графическом макете полосы вычерчивает технический редактор на специальных макетных листах, формат которых соответствует формату издания. На макете указывают точное расположение всех элементов полосы. Графический макет чаще всего применяют при верстке журналов, акцидентных форм и других композиционно сложных изданий. Графический макет создается на основе расчетного макета.

Выклейной макет выполняется в издательстве на специальных бланках, соответствующих формату полос. Для выклейки используют распечатки или ксерокопии текста и ксерокопии иллюстраций. Выклейной макет нужен при верстке сложных изданий, содержащих разноформатные иллюстрации, таблицы, а также при многоколонной верстке. Созданию выклейного макета должен также предшествовать расчетный макет. В настоящее время выклейной макет используется редко.

За основу изготовления расчетного макета , используемого для верстки, применяется расчетный макет базовой (полной текстовой полосы).

При изготовлении глобального расчетного макета на все издание рассчитывалось количество строк в полосе и полученный результат округлялся. В том случае, если получалось не целое число строк, и часть строки составляла половину или больше половины, количество строк увеличивалось на 1, если часть строки составляла меньше половины, она отбрасывалась. Для макета, используемого для верстки, для создания шаблона базовой (текстовой) полосы необходимо размер полосы изменить таким образом, чтобы добавляемая часть строки легко уместилась и «села» на нижнюю линию полосы, а в случае, когда полоса уменьшается также не должно оставаться пустого места в конце полосы. В первом случае нижнее поле уменьшается на определенный размер (рис. 4.1

Бесплатная полиграфическая программа для верстки книг, газет, журналов, буклетов, открыток и любой другой печатной продукции.

Своими возможностями он удовлетворит практически любые запросы, касающиеся полиграфии. Он даже может потягаться с платным своим аналогом — Adobe InDesign. Не верите? Сравните!

Сравнение программы для верстки книг Scribus с платным аналогом Adobe InDesign

Возможно, из-за портирования на Windows, а может из-за недовоплощенности некоторых идей Scribus выглядит чуть «сыроватее», нежели его платный «собрат». Так, например, кнопка «Визуализация» присутствует, но при попытке вставить новый блок выдается ошибка.

Однако, поскольку Scribus с основным своим предназначением справляется, на некоторые недоработки можно закрыть глаза (любое изображение можно заранее подготовить в графическом редакторе).

Установка Scribus

Приступим к установке Scribus. Для этого скачаем инсталлятор и запустим его. Первое же окно запросит, какой язык выбрать для интерфейса программы (выбираем "Russian" или более родной Вам язык и жмем «Ok»):

Затем придётся "подписать" лицензионное соглашение, установив соответствующий переключатель.

Винчестер - жёсткий диск , на котором хранятся все файлы в компьютере.

Далее будет предложено выбрать конфигурацию установки. Вариант «Full» более чем подходящий, но если Вам дорого место на винчестере, можете убрать установку дополнительных шрифтов (сэкономите около 10 мегабайт). Но здесь лучше не экономить.

ReadMe (англ. "прочти меня") - текстовый файл подсказки, как начать работать с программой.

По окончании установки, в завершающем окне можно снять галочку "Показать файл ReadMe". Он всё равно на английском и не особо помогает в освоении редактора.

Запустится сама программа верстки, однако мы получим предупреждение о том, что не все компоненты установлены. Оказывается, что перед инсталляцией Scribus надо было еще поставить комплекс Ghostscript.

EPS - формат обмена графическими данными между программами.

PostScript - язык описания страниц для настольных издательских систем.

В принципе, если Вы не нуждаетесь в поддержке формата EPS, и Вам не требуется работать с системой PostScript, то от установки Ghostscript можно и отказаться.

Закрываем Scribus, устанавливаем Ghostscript и снова запускаем Scribus.

Интерфейс Scribus

Теперь никаких проблем нет и программа предлагает нам создать новый документ. Здесь мы можем выбрать макет для верстки книги или создать новый документ из шаблона (если он у нас есть).

Полоса - одна страница в полиграфическом издании.

Также на этом этапе можно установить количество страниц, выбрать, сколько будет полос, установить ориентацию (портрет/альбом) и размеры страницы. Когда все выбрано, жмем «OK».

Для примера мы создали страницу по умолчанию, чтобы показать основные приемы работы в Scribus. Рассмотрим окно программы внимательнее.

Условно все инструменты Scribus на панели можно разделить на несколько групп (они подписаны на картинке выше).

Валидатор - программа проверки на наличие ошибок в коде.

Первая группа в верхней панели отвечает за создание и сохранение документов. Здесь и кнопка экспорта в PDF и «Валидатор» кода странички и др. Далее идут стандартные инструменты правки, после которых находятся все специализированные функции.

Последний раздел предназначен для тех, кто хочет добавить активные элементы в своей электронной книге.

Нижняя панель позволяет перемещаться по документу и управлять его предпросмотром.

Верстка макета обложки

Пока не будем вдаваться в дебри профессиональной верстки книг, а рассмотрим основные возможности Scribus на простом примере. Представим, что нам надо сделать макет будущей книги. Обычно она состоит из обложки и страниц.

Сразу отметим, что в Scribus в основном придётся оперировать прямоугольными блоками. Поэтому при вставке любого объекта сначала, при помощи рамки, указываются границы его блока. Если вопросов нет, идём дальше.

Для начала создадим обложку. Обычно её украшают каким-нибудь рисунком или фотографией. Чтобы добавить изображение кликнем по кнопке «Блок изображения» на панели инструментов и указываем два угла блока, который будет выглядеть как перечёркнутый прямоугольник.

При желании можно заполнить этим блоком всю обложку, для чего растягиваем его от края до края.

Для вставки рисунка, кликнем по блоку дважды левой кнопкой мыши и в появившемся окне выбираем рисунок на обложку.

Контекстное меню - меню, появляющееся по нажатию правой кнопкой мыши на объекте.

Теперь самое важное! Все элементы рабочего пространства Scribus имеют контекстное меню, в котором важнейшим пунктом являются «Свойства». Благодаря им Вы сможете настроить практически все параметры блока.

К примеру, после вставки изображения оно может выглядеть уменьшенным. Поэтому идём в "Свойства" и указываем желаемый масштаб картинки на обложке вручную либо задаём автоматическое масштабирование с помощью переключателя "Масштабировать до размеров блока" и снимаем галочку "Пропорционально", чтобы не оставалсь лишних полей.

Также, к изображению можно применять различные фотографические эффекты вроде настройки яркости, контраста, резкости и т.д., с помощью соответствующей кнопки.

Кроме этого, в подменю «Цвета» в этой же панели "Свойства" можно установить ещё некоторые параметры данного блока. К примеру, непрозрачность в 90% для пущей эффектности. Но здесь уже нужно смотреть, будет ли применённый эффект на пользу верстаемому макету или же сделает только хуже.

И не забываем сохранять проект верстаемой книги (меню "Файл" - "Сохранить как"), чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные часы:) Проекты сохраняются в формате SLA.

Теперь добавим заголовок к нашей книге. Для этого активируем инструмент «Текстовый блок» и определим его границы. Затем в выделенном пространстве дважды кликнем левой кнопкой мыши и введём нужный текст. Вначале он получится весьма невзрачным, поскольку будет иметь маленький размер.

Для настройки параметров текста вызовем из контекстного меню блока все ту же опцию «Свойства». Важными пунктами здесь будут подменю «Текст» и «Цвет». В разделе «Текст» мы сможем повлиять на разнообразные его свойства (шрифт, размер, цвет заливки, тень и т.д.).

Обводка - граница блока.

А благодаря подменю «Цвет» можно создать заливку текстового блока и изменить цвет его обводки.

Альфа-канал - прозрачность определённой части изображения.

Если требуется создать уж очень нестандартную надпись, ее всегда можно нарисовать в графическом редакторе , а затем сохранить с включенным альфа-каналом (например, в формате PNG) и вставить в нашу верстальный редактор как изображение.

Добавление новых страниц

Вот мы и сверстали обложку для нашей книги. Но ведь мы создавали только одну страницу, как же теперь добавить новые? Очень просто. Заходим в меню «Страница» и выбираем пункт «Вставить». В появившемся окне настраиваем, куда именно мы хотим вставить новые страницы, как они должны выглядеть и сколько их будет.

Таким же образом можно переместить или скопировать текующую страницу с помощью соответствующих команд в меню "Страница". Все страницы-копии будут содержать одинаковый набор блоков. Чтобы очистить их, достаточно просто удалить ненужные блоки, выделив и нажав клавишу "Delete" на клавиатуре.

Создание градиента

Градиент - плавное перетекание одного цвета в другой в определённом направлении.

Наверняка Вы замечали, что в некоторых книгах (а чаще в буклетах) страницы не просто белые, а имеют красивый полутоновой градиентный оттенок.

Реализовать этот эффект в Scribus проще простого. Активируем инструмент «Фигура», выберем какую-нибудь фигуру в выпадающем меню и создадим новый блок с нею на всю страницу.

Теперь заходим в свойства нашего блока и переходим в раздел «Цвета». Здесь выбираем тип градиента и устанавливаем нужные цвета. Затем можно задать уровень непрозрачности, что создаст эффект более легкой тонировки страницы.

Готово! Таким несложным приёмом можно немного облагородить даже простую чёрно-белую страницу.

Чтобы посмотреть, как будет выглядеть готовый распечатанный лист, мы можем воспользоваться функцией вставки шаблонного текста. Для этого достаточно создать новый текстовый блок и в его контекстном меню выбрать пункт «Вставить шаблонный текст...».

Затем, в появившемся окошке нужно будет выбрать язык текста. Программа сгенерирует случайный бессмысленный текст, на котором можно оценить будущий вид страницы.

Настраиваются свойства текста при помощи всё того же меню "Свойства", вызываемого правой кнопкой мыши.

Когда все основные визуальные параметры шаблона отрегулированы, можно приступать к непосредственному набору текста. Лучше всего для этой цели подойдет встроенный текстовый редактор, который можно запустить, кликнув кнопку «Изменить текст».

При помощи этого редактора можно произвести тончайшую настройку каждого вводимого символа или даже специфические полиграфические параметры целых слов и выражений.

Для просмотра внесённых изменений используем кнопку "Обновить текстовый блок" или комбинацию клавиш "Ctrl" + "U".

Сохранение макета

Экспорт - преобразование документа в формат, читаемый другими программами.

И, наконец, когда все готово, можно приступать к сохранению и экспорту нашей книги. Чаще всего электронные книги публикуют в формате PDF. Для этого нажмем кнопку «Сохранить как PDF». Программа может предупредить нас, что в шаблоне есть определённые ошибки, несовместимые с выбранным форматом.

Если они покажутся Вам не критичными, можно выбрать вариант "Игнорировать ошибки", либо попробовать исправить их, для большей уверенности в результате.

Окно сохранения макета - последний этап нашей работы.

В этом окне можно настроить нужные параметры и имя будущего PDF-документа. Имеет смысл изучить все настройки этого окна, чтобы потом не спрашивать, почему в PDF-книге картинки и текст выглядят не так, как в исходном варианте;)

Выводы

Помимо визуального интерфейса, программа для верстки книг Scribus имеет мощную интегрированную среду скриптового программирования (PostScript и Python), благодаря которой профессионал может создать любой сложности эффект или тонко настроить любой элемент будущей книги.

И напоследок, небольшая детская флеш-игра, в которой нужно в правильном порядке собрать машину для одного из смурфов. Думаете, Вы и легко соберёте деревянную машину? Ха-ха!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Одна из важнейших вещей в полиграфии - красивые шрифты. У нас на сайте можно найти отличную подборку шрифтов на все случаи жизни:
https://www..php